Рафаил Карелин

Мистика земного времени

Ред. Golden-Ship.ru 2012

 

Вопрос: Что такое календарь?

Ответ: Календарь - это система ритмов, через которые мы воспринимаем время.

Вопрос: Что такое время?

Ответ: Ни философия, ни точные науки не могли дать удовлетворительного объяснения, определения времени. Попыт­ки современных физиков рассматривать время в едином поле сил, найти соответствие между временем, пространством и энер­гией окончились неудачей. Другие попытки составить определе­ние времени не выдерживают математического анализа и отно­сятся скорее к фантастическим гипотезам, нежели науке. Мы живем во времени, как в потоке, где все течет и изменяется, но что такое время, остается для нас тайной. Наиболее глубоко и проникновенно рассуждал о времени Блаженный Августин в своей бессмертной книге "Исповедь". Однако и его блестящий ум философа и поэта оказался бессильным приблизиться к тайне времени. И он был принужден закончить свою вдохновенную поэму о времени, как последним аккордом, словами: "Я знаю, что такое время, когда не спрашивают об этом, а когда спраши­вают, то чем больше думаю, тем более недоумеваю и теряюсь". Так и мы, пока не думаем о времени, этот вопрос представляется нам ясным и понятным, а когда задумаемся над ним, то оказы­ваемся перед неведомой тайной, как будто хотим заглянуть в темную бездну, где нет предела и дна.

Во всяком определении присутствует сравнение. Наука и фи­лософские абстракции не могут найти тех формул бытия, в ко­торых не присутствовало бы время, поэтому не могут сравнить его ни с чем, выявить его свойства, дать ему определение, кото­рое выдержало бы научный или логико - философский анализ. Здесь хранительницей тайны времени выступает Церковь. Она показывает нам источник времени. Его начало - это само мироздание. До времени существовала вечность, где не было трехчленного разделения времени на прошлое, настоящее и бу­дущее. Время - поток реки, устье которого - вечность. В веч­ности будет отсутствовать прошедшее время и ненаступившее бу­дущее, как негативы бытия. В вечности будет движение, динамика, но не как поглощение будущего прошлым, а как раскры­тие вечности в неведомых нам глубинах и измерениях. Вечность

- это полнота бытия, но не статика, а динамика.

Церковь учит нас, что время - это условие становления лич­ности, условие самоопределения человека как богоподобного су­щества. Дар свободной воли - это дар богоподобия; но для его проявления необходимо время как поле действия. Земная жизнь - это относительная жизнь, незаконченная, неполная, несовер­шенная. Вечность - это истинное бытие; время - это бывание, пребывание, становление, образно говоря, время по отношению к вечности - это утробный период души до ее рождения в истинную жизнь. Поэтому Церковь празднует память святых людей, достигших состояния богообщения и освящения, не в день их рождения, а в день их смерти - перехода в вечность.

Здесь на земле, через включение в ритмы богослужения и внутреннюю молитву, человек начинает по-иному воспринимать время, не как линию, убегающую вперед, а как преддверие веч­ности.Многие подвижники переживали состояние, которое назы­вается "восхищением" (неправильно переводимое как экстаз). Это было ощущение вечности (вечности во времени).

В Церкви освящается само время. В богослужении оно прохо­дит в священных символах и ритуалах. Богослужения суточные, недельные, годовые и так далее - цикличны. Круг - символ веч­ности. Поэтому церковный календарь должен обладать строгой ритмикой, четкими периодами и цикличностью. Церковный календарь - это не простое измерение времени, а икона, освященная временем, в которой присутствует вечность.

Вопрос: Эта мысль не совсем понятна, поэтому хотелось бы узнать об этом более подробно.

Ответ: Язык Церкви - это сложная символика, через кото­рую, как через духовные каналы, душа включается в поле дру­гого невидимого мира. Символ служит возведению ума от види­мого к невидимому, от материального к духовному, от физиче­ского к метафизическому, от временного к вечному. Через вклю­чение в символы мы получаем информацию, недоступную для наших телесных чувств и логизирующего рассудка, который привык вращаться в кругу ограниченного и конечного. Между духовным и материальным миром существует принципиальное качественное различие, но в то же время между ними существует определенная аналогия. В земном мы видим тени небесного. Са­ма человеческая душа принадлежит духовному миру, но будучи соединена с телом, обращена земле. Воспоминание о потерянном рае, о своей небесной родине дает возможность человеку через ассоциации, аналоги и припоминания узнавать священные сим­волы и внутренне переживать их. Мы сравнили церковный ка­лендарь с иконой. Икона ни в коем случае не должна быть портретом, иначе она будет принадлежать только земле. След­ствием деформации католической мистики явилась замена иконы портретом и скульптурой, которые могут служить не только удо­влетворению эстетического чувства, но и являются великолеп­ными образцами для анатомического атласа. Эти произведения, которые ошибочно называют духовными, не могли подняться выше психологии. Они отключены от вечности, они принадлежат земле.

Православная икона условна. Это видение временного в свете вечного, где Святой Дух сияет через оболочку плоти. Святой Дионисий Ареопагит писал, что икона должна быть похожей и непохожей на того, кто изображен на ней. Похожей для того, чтобы узнать личность, непохожей потому, что она находится в другой сфере бытия, в том неизреченном божественном свете, который преображает человека. Поэтому икона - это образ-символ, а не портрет, списанный с натуры. Через икону прояв­ляется духовное присутствие Духа Святого.

Церковный календарь по отношению к физическим измерени­ям должен быть таким же условным, как изображение тела на иконе. Он должен передавать дух воцерковленного времени, а это - ритм, таинственный гимн сфер, музыка его циклов и пе­риодов. Юлианский календарь, слившись с церковным календа­рем, стал струнами православного устава. Замена юлианского календаря другим, рационализированным календарем похожа на замену храмовой иконы портретной живописью, отвечающей стандартам анатомии. Эта живопись может иметь законное место в музеях и портретных галереях, но в храме она будет мешать молитве и, несмотря на свою мирскую красоту и талантливость, восприниматься верующими как помеха молитве и пятна на цер­ковных стенах.

Вопрос: Вы хотите сказать, что непонимающие мистического значения юлианского календаря подобны педанту, который с сантиметром в руках подходит к иконе и заявляет, что размеры глаз не пропорциональны размеру рук и т.д., и поэтому ее надо убрать?

Ответ: Мы согласны с вами, только хотим внести одну по­правку: юлианский календарь в формально-математическом от­ношении представляет собой гениальное произведение алексан­дрийских астрономов. Это особая тема, которую следует подроб­но рассмотреть.

Вопрос: Каково главное преимущество юлианского календа­ря над другими системами, которое вы хотели бы особо отме­тить?

Ответ: Библейские ориентиры времени.

Вопрос: Что это значит?

Ответ: Как мы сказали, календарь - это измерение времени в определенных периодах и циклах. Для этого берутся космиче­ские ориентиры: звезды, солнце, луна, планеты. Существует несколько типов календарей: солнечный, лунный, звездный, а также более сложные структуры календарей, задача которых - согласовывать различные ориентиры времени в одной системе. Библия указала нам одновременно три ориентира для измерения времени: солнце, луну и звезды.

Юлианский календарь, основанный на трех библейских ори­ентирах времени, является завершенной картиной их гармониза­ции, непревзойденной ни в прошлом, ни в настоящем. Он отно­сится к звездно-солнечным календарям. Юлианский календарь включен в космос, что соответствует конечной цели христианства - преображению человека, а через него и всей вселенной. Григорианский календарь пошел по пути упрощенчества; из космических ориентиров он оставил одно только солнце, и, по отношению к вселенной, стал провинциально-деревенским ка­лендарем. Магометанский календарь имеет также один ориентир - луну.

Церковь и ее храмовое богослужение - это Библия в действии, Священная история прошлого и будущего, переживаемая как на­стоящее в литургических циклах. Это время от мироздания до Страшного Суда, сжатое до плотности алмаза в суточных и го­довых кругах православного богослужения. Поэтому Церковь дышит и живет библейским дыханием и воспринимает время как библейское время на фоне вечности. Никакая наука, сверкающая бенгальскими огнями гипотез, не может сравниться с вечным светом откровения. Для нас тело календаря - число, душа кален­даря - ритм и гармония, дух календаря - соответствие библей­скому слову.

Вопрос: Как юлианский календарь учитывает и гармонизи­рует звездное, солнечное и лунное времяисчисление?

Ответ: Прежде всего, надо определить, что представляет собой звездный и солнечный год. Если мы возьмем на мыслен­ном пути солнца звезду, как неподвижный ориентир, то круг, совершаемый солнцем по отношению к этой звезде, то есть время вторичного прохождения солнца через нее, составит сфериче­ский, или звездный год. Полный круг, заключающий 360 граду­сов. Вторичное прохождение солнца через точку весеннего рав­ноденствия (когда продолжительность дня и ночи одинакова) представляет собой тропический, или звездный год. Из-за волчкообразного движения земли вокруг своей оси точка весеннего равноденствия смещается по направлению к солнцу; это движе­ние называется прецессией. Здесь движение солнца в косми­ческом пространстве уже не представляет завершенной окруж­ности, и тропический год оказывается укороченным по отноше­нию к звездному году приблизительно на 20 минут. Год юлиан­ского календаря имеет среднюю гармонизирующую величину между этими годами, отличаясь от тропического года на 11 ми­нут, а от звездного - на 9 минут. Таким образом, юлианский год - это звездно-солнечный год с некоторым приближением к звезд­ному времени.

Вопрос: Какие циклы можно отметить еще в юлианском ка­лендаре?

Ответ: Четырехлетний цикл, который заключает три про­стых и один високосный год. 28-летний цикл, когда совпадают число месяца и дни недели. Великий Индиктион - 532-летний пе­риод, в котором повторяются величины и характеристики всех предыдущих циклов.

В григорианском календаре число простых и високосных го­дов в каждом столетии не совпадает, остальные указанные цик­лы разрушены. Библейское космическое измерение заменено тропическим годом - плоским и утилитарным. Многомерные из­мерения времени были сведены к двухмерному: земля - солнце. По отношению к лунному месяцу (фазам луны) григорианский календарь оказался не созвучным, как юлианский календарь, а параллельным (т.е. изолированным).

Вопрос: Некоторые считают, что григорианский календарь представляет собой только реформу юлианского календаря, где исправлена неточность, но оставлены прежние принципы. Так ли это?

Ответ: Если бы это было так, то незначительная реформа календаря, заключающаяся в уточнении измерений, не дала бы права календарной комиссии назвать его новым именем. Юлиан­ский календарь подвергся незначительным изменениям при им­ператоре Августе, но от этого не стал называться августинским или октавианским. Новое название календаря - григорианский - свидетельствует о том, что реформа касалась самой сущности ка­лендаря как системы, а именно - замены космических ориентиров. Знаменательно, что календарную комиссию при папе Григо­рии XIII возглавил иезуит Хрисоф Клавдиус.

Вопрос: Несколько отклоняясь в сторону от темы, мы хоте­ли бы спросить: какую роль играл Иезуитский орден по отноше­нию к календарю?

Ответ: Иезуитский орден отличался узким практицизмом, неразборчивостью в средствах и приземленностью цели. Силой этого ордена была беспрекословная дисциплина, доходящая до обезличивания членов ордена. Унификация культур, в том числе унификация календаря, соответствовала духу этого ордена. Устав ордена регламентирует жизнь иезуита до мельчайших подробностей, которым мог бы позавидовать Талмуд. Насиль­ственный коллективизм и казарменный тип колоний, основанных иезуитами, превращали человека в робота с заданной программой. Крайний рационализм, замена мистики театральностью, стремление ко всеобщей унификации и обезличиванию, во мно­гом предвосхищавшие методы коммунизма, должны были отра­зиться на детище иезуитов - григорианском календаре.

Мистика, символизм, красота и гармония юлианского кален­даря были отброшены как ненужный хлам; календарь был про­кручен сквозь узкое мышление рационалистов, как через мясо­рубку: от него было оставлено только то, что отвечало новой шкале ценностей, на вершине которой находились практицизм, унификация и обезличивающий коллективизм. Не научные до­стижения, а духовное снижение, приземленность и ползучий позитивизм создали в протестантских странах Европы поле для распространения этого календаря. С католическими странами дело обстояло проще. Папа, "безгрешный" папа, объявлялся творцом календаря. В честь реформы была изготовлена медаль с изображением Григория XIII и надписью "лучший из священни­ков" (буквально - жрецов). Указ (булла) папы повелевал като­ликам безоговорочно принять новый календарь под угрозой от­лучения от Церкви. Голоса известных католических ученых, ко­торые раздались против календарной реформы, вскоре замолкли перед угрозой отлучения. Самыми энергичными распространите­лями григорианского календаря в то время были не ученые, а иезуиты. Григорианский календарь был воспринят православны­ми как папский календарь не потому, что он происходил из Ри­ма, а потому, что нес в себе разрушительный дух иезуитского рационализма - напомним, что модель "расширяющейся вселенной" возникла в католической среде (аббат Лемарк), однако мы не называем эту гипотезу "папистской". В григорианском календаре из периода в 400 лет изымались три високосных года путем замены их простыми годами, вследствие чего указанные в юли­анском календаре ритмы перестали действовать, подобно тому, как дает перебой огромный механизм, если вынуть из него одну деталь.

Кроме того, григорианский календарь стремится к мак­симальному приближению к тропическому году, однако сам тропический год, в отличие от звездного, не является постоянной величиной, а подвержен значительным колебаниям из-за вибра­ции поверхности земли, поэтому торжественное заявление папы Григория XIII о том, что он "остановил точку весеннего равно­денствия", не соответствует действительности. Эта точка каждый год производит зигзаги. Григорианский календарь, как сезон­ный, должен был превратиться в бюллетень для земледельцев, ремесленников и политиков. Но в двух первых случаях не впол­не достигнута даже эта утилитарная цель, так как времена и ха­рактер сезонов в разных странах и местностях различны и зави­сят от множества факторов, которые не может вместить и согла­совать ни один стабильный календарь.

Вопрос: Имеются ли фактические доказательства того, что величины юлианского календаря производили согласование сол­нечного и звездного года, и возможны ли математические прос­четы и неточности, зависящие от уровня современной юлианско­му календарю науки?

Ответ: Математическая ошибка не может создать гармони­ческой системы с повторяющимися периодами и ритмами, кото­рые отличаются постоянством, точностью, если так можно ска­зать, "математической красотой". Материалистическое мышление стремится свести все мироздание к "серии случайностей", а рели­гиозное сознание видит причину явлений. Теперь ответим на этот вопрос более конкретно. Юлианский календарь был создан алек­сандрийскими астрономами во главе с Созигеном в середине I в. до Р.Х. и объявлен государственным календарем Римской импе­рии в 44 году до Р.Х. Греческий астроном Гиппарх, живший столетием раньше Созигена, составил астрономические таблицы, где звездный год был вычислен с фантастической точностью и отличается от современной нам принятой величины звездного года только на 20 сек. Что же касается солнечного года, то Гиппарх определил его с отклонением на 6 мин., и это может быть объяснено - солнечный год нестабилен. Что касается лунного ме­сяца, то уже в Вавилонских таблицах он доходил до точности в пределах двух секунд. До сих пор непонятно, как астрономы древности, не будучи оснащены такой аппаратурой, которой об­ладает наш технологический век, могли достичь столь высоких результатов.

Созиген имел в руках таблицы Гиппарха, но пошел иным пу­тем - путем гармонизации времени, положил в основу календаря цикличность и ритм. Надо сказать, что величайший астроном древности Птолемей, живший во 2-ом веке по Р.X.,использовал таблицы Гиппарха, однако в измерении года он пошел не за Гиппархом, а за Созигеном. Поэтому мы видим здесь не ошибку древних астрономов, а скорее высшую культуру их научного мышления, их восприятия времени не только как протяжен­ности, но как гармонии и ритма. В этом отношении характерно, что многие календари древнего мира сохраняли числовое изме­рение года как 365,25 суток, как гармонирующее число. Харак­терно также, что иудаистский календарь, являющийся ветхозаветным храмовым календарем, относится к лунно-солнечному году и, несмотря на сложность своей структуры, имеет средний год, приближающийся к юлианскому году. Здесь тайна вечности, которую не так просто увидеть через телескоп.

Что касается знаний древних, то они не укладываются в при­митивную линейную схему эволюции. Немецкий астроном Херхман в книге "Открыватели неба" пишет, что тех, кто захотел бы восстановить дошедшие до нас памятники зарождения и разви­тия древней астрономии, ожидало бы разочарование, - таких па­мятников не существует, а дошедшие до нас со II тысячелетия до Р.Х. памятники отражают уровень астрономии как высокоразви­той науки. Кроме того, эти памятники представляют собой документы, написанные иероглифами и нарочито зашифрованным письмом, которые не до конца доступны нашей интерпретации. Во времена папы Григория XIII (конец XVI столетия) европей­ская астрономия не обладала знаниями, принципиально отли­чающимися от тех, которыми обладала античная древность и средневековый мусульманский мир. Измерения звездного года повторяли таблицы Гиппарха и Птолемея. Лунный мусульман­ский календарь, основанный на древнейших календарных системах, до сих пор поражает современных ученых точностью. Зна­менитый математик и поэт Омар Хайям высчитал тропический год и создал свой календарь, математически более точный, чем создала спустя полтысячелетия комиссия астрономов при папе Григории XIII. Еще до Григория и Хайяма, в другом уголке ми­ра, в Центральной Америке, самобытная культура индейских племен создала календарь майя, более точный в своих парадигмах, чем все известные нам евроазиатские календари. К сожале­нию, в мышлении многих наших современников срабатывает яв­но или подспудно школьное представление о происхождении че­ловека от зверя, или о древности как о периоде дикости. Этот псевдонаучный миф об эволюции мешает нам видеть истинную картину истории науки.

Вопрос: Что побудило Римскую курию произвести реформу календаря?

Ответ: Причиной этого было не поступательное развитие науки, как хотят объяснить это сторонники григорианского ка­лендаря, а изменение самого мышления человека (так назы­ваемого нового времени). Теургическое восприятие мира смени­лось плоским рационализмом, сама наука потеряла целостность и раздробилась на отдельные отрасли: места древних эрудитов, до сих пор удивляющих нас энциклопедической широтой своих взглядов, заняли узкие специалисты; продолжающееся дробление научных отраслей превратило само слово "наука" в абстракцию; единое поле познания, которое древние мыслители охватили синтетическим взором своего ума, теперь разделилось на дроб­ные участки, огражденные и отделенные друг от друга перего­родками. Ученые древности были в то же время философами и поэтами. Наука, философия и искусство составляли единый гносис (познание). Теперь это единство и взаимодействие разруше­но. Наука пошла по пути практицизма и рационализма. Она за­нимается анализом явлений, потеряв общий фон, на котором происходят эти явления, т.е. изучает фрагменты картины, расчленив ее на части, без органической связи друг с другом. Искус­ство и поэзия развивали интуицию ученого, помогали ему чувствовать гармонию и красоту мироздания и через художествен­ное чутье находить поразительные по своей смелости и красоте научные решения (например, в архитектуре, математике, астро­номии и т.д.). Чувство красоты - это интуитивное видение об­разца и идеала, в свете которого каждый объект или явление, как динамическая часть целого, находили свое место. Чувство красоты, как чувство онтологического закона, потеряно для рационалистического мышления, оно вслепую ощупывает факты и видит их во тьме, отдельно друг от друга. Поэтому, несмотря на накопление фактов и технологические достижения, общее позна­ние мира не становится яснее. Наука отделила себя от филосо­фии, поэтому потеряла такие представления и идеи, как перво­причина и конечная цель, и рационалистическая наука упорно стремится объяснить само мироздание и жизнь на земле серией случайностей. Ватикан был не центром науки, а центром религи­озного рационализма, который подготовила схоластика и прак­тицизм, стремящийся земными средствами создать Царство Божие на земле. Насилие во имя добра делает человека материа­листом и вытесняет из его сознания образ всемогущего Бога, имена Которого - Истина и Любовь. Наиболее ярким выразите­лем принципа коллективизма и силовых приемов была гвардия Ватикана - орден иезуитов.

Для нас не существует случайностей в мире, где царит про­мысел Божий, где всякое явление имеет свой смысл и значение, свою причину и свои следствия. Авторы григорианского кален­даря воспользовались трудами современных им ученых, но тот факт, что идейным вдохновителем реформы и ее главным деяте­лем был иезуит, а в реформе календаря проявил главную заин­тересованность иезуитский орден, служит для нас символическим знаком, притом зловещим знаком. В благодарность за календар­ные работы именем Хрисофа Клавдиуса было названо одно из лунных морей (лунные моря - самые большие из известных нам пропастей планетной системы). Нам могут возразить, что это мистика. Разумеется, мистика, а не рационалистический шаб­лон о совпадениях и случайностях.

Вопрос: Приверженцы григорианского календаря заявляют, что церковный календарь относится к обряду, а не к догмату, поэтому его можно модернизировать, изменить или заменить другим?

Ответ: Здесь затронут вопрос более широкий, чем кален­дарная реформа. Если подходить к календарю с позиции голого рационализма, то, чтобы быть последовательными и логичными, нужно предложить другие реформы для модернизации Церкви и приближения ее секуляризованному духу современности. Обряд - это символический язык Церкви, это канал, через который ду­ша включается в поле Божественных сил и энергий, в Царство вечного Логоса; в обряде человек получает информацию не через внешние (профористические) слова, а через включенность в иное сверхреальное и сверхлогическое бытие. Если бы какая-нибудь организация предложила бы народам мира отказаться от своих национально-исторических языков и перейти на один об­щий язык, скажем, эсперанто, то, как бы мы отнеслись к такому обращению? Нам могли научно доказать, что эсперанто обладает такими достоинствами, как простота грамматических форм, точность синтаксиса, отсутствие идиом и исключений из граммати­ческих правил, что общий язык содействовал бы лучшему пони­манию и дружбе народов, свободному обмену информацией, де­лу прогресса и взаимной любви. Думаю, что никто из нас не со­гласился бы на такую языковую унификацию. Потеряв язык, народ теряет свою культуру и историю, он исчезает как нация, хранящая свои духовные ценности. Если мы, потеряв язык, поте­ряем связь со своей прошлой культурой, то с чем и во имя чего нам объединяться? Такое объединение стало бы обществом ни­щих, или, образно говоря, международным союзом беспризор­ных.

Обряд - это язык Церкви, которым она общается не только с землей, но и с небом. Если календарный вопрос - обряд, значит это вопрос языка. Юлианский календарь слит воедино с уставом богослужения, он вошел в литургическое предание Церкви. Если мы дорожим профористическим языком (история знает мучени­ков, отдавших жизнь за сохранение национального языка, и называет их героями), то почему нас во имя унификации хотят лишить мистического языка Церкви?

Вопрос: Вы хотите сказать, что юлианский календарь яв­ляется не только мистическим, но и традиционным?

Ответ: Обычно эти два понятия согласуются друг с другом. Традиция - это консервация (сохранение) лучшего, что создано народом. Церковная традиция - это сохранение того, что дано людям Божественным Откровением. Если Церковь сравнить с оазисом, то традиция будет оградой, которая защищает его от песков пустыни. Если сравнить Церковь с живым организмом, то традиции можно сравнить с иммунной системой, которая распознает и уничтожает инородное тело, вторгшееся в его живую среду. Традицией является структурирующая защитная сила Церкви. Только живя в традициях Православия, можно чувство­вать дух Православия.

Нарушение иммунной системы влечет за собой болезнь и нередко смерть. Одна из самых страшных и не­излечимых болезней современности - это СПИД, разрушающий иммунную систему человека, когда болезнетворное начало, не встречая заслона, проникает в организм человека и уничтожает его. Скрытый период болезни может длиться долгое время, но затем развязка наступает быстро и необратимо. Ломка традиций - это, своего рода, духовный СПИД, при котором Православие остается открытым для инородных и ложных учений: яд, по­павший в кровь, превращает кровь в яд.

Без традиции невоз­можна не только религия, но культура и самосознание народов. Консерватизм Англии вошел в поговорку. Страна сохраняет древние законы и обычаи народа. Китай и Япония не расстаются с системой иероглифов, так как эти народы знают, что в случае реформ, багаж, накопленный и хранимый веками, будет выбро­шен за борт корабля истории, более того, изменится стиль их мышления, они станут другими нациями. Израиль предпочитает строго хранить традиции, он реанимировал древнееврейский язык иврит и сделал ветхозаветный календарь своим государ­ственным календарем. Мусульманские религиозные общины до­рожат своим ритуальным лунным календарем. Вопрос о риту­альном календаре для мусульманского мира столь важен, что даже в Коране имеется указание, каким должен быть календарь (лунный календарь без вставных дней и месяцев). Почему же мы, из страха прослыть обскурантами и консерваторами, долж­ны разбазаривать свои ценности?

В наш век мы видим парадок­сальное явление: с одной стороны, технократия и средства мас­совой информации с однотипными программами способствуют обезличиванию людей и превращению народов в толпу, с другой стороны, все громче раздаются голоса о том, что надо беречь, сохранять и возрождать традиции, чтобы противостоять нрав­ственной и духовной энтропии (дурная, деструктивная, хаотиче­ская энергия). Еще недавно традиция отождествлялась с реакци­ей. Жестокий опыт прошлого показал, что ломка и уничтожение традиций во имя мнимого прогресса превращается в разновид­ность каннибализма, "пожирания потомками своих предков". Еще недавно властвующий в науке панкритицизм заставлял нигилистически относиться к памятникам прошлого, с подчеркну­тым скептицизмом отвергать первоисточники, как поздние фаль­сификации, или искажать их по своему произволу. Такой рево­люционный критицизм во имя свободы мысли на самом деле оказался направленным против науки. Чтобы разрушать рево­люциями или реформами не нужно иметь ничего, кроме самоуверенности, чтобы сохранить традицию нужна преемственность культуры и жизнь в этой традиции. Царь Соломон писал: время разбрасывать камни и время собирать камни. Разбросанные и разбитые камни храмов и алтарей обличают, безмолвно вопиют не только о тех, кто разбивал их молотом и киркой в руины, но и о тех, кто подготавливал этот процесс, разрушая дух народа.

Мы получили достаточно уроков, чтобы понять, что, отказавшись от традиции, как от одежды, мы окажемся не свободными, а го­лыми. Мы окажемся похожими на жителей тихоокеанских ост­ровов, которые меняли драгоценности, янтарь и жемчуг на стек­лянные бусы, зеркала и лезвия ножей. Им нельзя отказать в своеобразной логике и практицизме, ножом можно обрезать вет­ку, а в зеркале увидеть свое лицо или забавляться, пуская сол­нечные зайчики: цену драгоценных камней и золота эти люди узнали впоследствии, уже потеряв их.

Вопрос: Вы говорили о ломке традиции революциями. Можно ли найти соответствие между драматическими событиями жизни народа и сменой календарных систем?

Ответ: Я думаю, что можно, особенно тогда, когда новая общественная структура хочет, чтобы народ забыл свою само­бытную историю. Одним из древнейших египетских календарей был звездный календарь Сотиса (Сириуса), который насчитывал 365 дней в году. Он имел великий год, который был равен 1460-ти годам, известный как египтянам, так индусам, китайцам и другим народам. Величина года 365,25 суток была сохранена для своего календаря великим Созигеном. По свидетельству Платона воинственные кочевые племена гиксосов, завоевав Еги­пет, ввели стабильный, возможно солнечный, календарь. Гиксосы, естественно, хотели, чтобы в сознании народа его история начиналась с их династии. После долгой борьбы власть гиксосов была свергнута, и фараоны, как наследники прежних местных династий, восстановили свой традиционный календарь. Этому вопросу придавалось столь важное значение, что фараон, наследовавший престол, давал торжественную клятву не менять кален­даря. Только после воцарения новой греческой династии Птоле­меем Эвергетом был издан указ о введении нового календаря со стабильным годом. В 30-ом году до Р.Х. Египет был завоеван римлянами и вскоре превращен в провинцию. Потеря самостоя­тельности Египтом ознаменовалась учреждением календаря, ко­торый был назван стабильным александрийским календарем. Аналогичные картины мы можем увидеть в истории других народов. Характерно, что после французской революции 1793 года революционное правительство Робеспьера, уничтожившее значи­тельную часть французской интеллигенции и духовенства, уси­ленно создает комиссию по разработке проекта нового календа­ря, которую возглавили Лаплас и Ромм. Революционное прави­тельство не скрывает своих целей. Новый календарь должен по­хоронить воспоминания о Библии и христианской семидневной неделе, летоисчисление ведется со дня свержения монархии, не­деля состоит из 10 суток. Календарь должен прославить деяния революции, это отражено в названиях пяти вставочных дней. Календарь французской революции по своей структуре оказался повторением староперсидского календаря огнепоклонников. Вскоре Ромм покончил жизнь самоубийством (он перерезал вены перочинным ножом, чтобы избежать гильотины). Его календар­ное детище просуществовало до 1808 года, когда Бонапарт озна­меновал свое правление реставрацией прежнего григорианского календаря. В 1871 году власть в Париже захватили коммунары, которые, по образному выражению Маркса, «штурмовали небо». Революционная коммуна ознаменовала себя двумя мероприятия­ми в осажденной столице: расстрелом Парижского архиепископа и возобновлением календаря Ромма, который просуществовал вместе с Коммуной приблизительно 2,5 месяца и был погребен под обломками баррикад.

После революции 1917 года одним из первых декретов советской власти за подписью Ленина и Чичерина было введение нового календаря. У народа не спросили, желает ли он перемены календаря. Если смотреть на революцию не только как на социально-политическое, но вместе с тем и оккультное явле­ние, то календарный вопрос представится нам более глубоким и многозначным.

Вопрос: В каком взаимоотношении находятся григорианский и местные календари в различных странах мира?

Ответ: В тех мусульманских странах, которые приняли григорианский календарь, лунный календарь остается не только ритуальным календарем верующих, но и бытовым календарем населения. Лунный календарь пользуется неприкосновенностью и уважением. Правительства этих стран никогда не посягали на права мечети иметь свое историческое времяисчисление. В Китае григорианский календарь стал внедряться в общественные струк­туры после поражения боксерского восстания, а в 1949 году, когда победила революция и была провозглашена КНР, григо­рианский календарь был объявлен государственным. Однако в настоящее время многие газеты, журналы и книги содержат па­раллельные даты из 60-летнего китайского календаря. В Японии правительственным указом 1979 года предписывалось рядом с датами по григорианскому календарю ставить даты японского национального календаря, учитывающего императорские династии.

В Индии григорианский календарь появился в 1853 году, когда Индия была колонией. Вскоре после провозглашения Ин­дии суверенным государством, был учрежден "Всеиндийский традиционный календарь", который по числовым данным совпа­дал с григорианским годом, но отличался от него началом лето­исчисления, "эрой сане". В Индии существовали и существуют множество местных календарей, поэтому обычно рядом с датой государственного календаря ставится дата местного народного календаря. Как видно, в этих странах сосуществование календарных систем рассматривается как положительный фактор для сохранения национальных культур.

Вопрос: Имеются ли в прошлом примеры сосуществования нескольких календарных систем в одном государстве?

Ответ: Таким примером является, прежде всего, Римская империя. В 46 году до Р.Х. Юлий Цезарь объявил юлианский календарь общегосударственной системой времяисчисления. Од­нако государственная администрация не принимала никаких на­сильственных мер для его распространения. Римляне умели ува­жать традиции и обычаи народов, входящих в огромный кон­гломерат мировой империи. Не только культовые и ритуальные календари, но национальные и религиозные календари, а их насчитывалось несколько десятков, свободно действовали на терри­тории государства, простиравшегося от пустынь Египта до лесов готов и галлов, от Аравийского плоскогорья до островов Атлан­тики. Уже после введения в государственную жизнь юлианского календаря в Александрии составляется новая система, названная стабильным александрийским календарем. Знаменитый астроном Клавдий Птолемей, живший во II веке Р.Х., свидетельствовал, что в его время наиболее распространенным календарем был не юлианский, а александрийский. Преемница Римской империи Византия также не предпринимала санкций по отношению к ре­гиональным календарям, и только к VII веку стало намечаться определенное календарное единство в провинциях.

Характерно, что еще в XV веке накануне полного падения Византии философы "Мистрийского кружка" (сочувствовавшие античному язычеству) мечтали вернуться к македонскому кален­дарю.

В Грузии традиционный календарь (как полагают, ста­бильный, александрийского типа) сосуществовал с юлианским календарем в течение нескольких столетий; только в X веке в календарных датах появляется название римских месяцев. А в Армении пользовались александрийским календарем наряду с юлианским в гражданском обиходе до XVIII столетия, когда юлианский календарь стал государственным.

Древние были настолько мудры, что видели в календарях не просто счетную линейку времени, а явление философского и ре­лигиозного осмысления и отражения жизни.