ЧЕЛОВЕК -ПЛЕННИК ДИАВОЛА

(опыт борьбы со страстями)

По трудам святого праведного Иоанна Кронштадтского


Рекомендовано к публикации

Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 10-12-0982

Сост. Н.С. Посадс­кий.— М.: Сибирская Благозвонница, 2011

Ред. Golden-Ship.ru 2012

Эта книга представляет собою извлечения из дневниковых записей святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». «О, как я грешен, противен по грехам моим - очам Божиим, людям и даже самому себе! Кто же для меня может быть более противен - кроме меня самого?..» Если уж так говорит о себе святой Иоанн Кронштадтский, то что можем сказать мы? В своем труде Батюшка не предлагает нам какое-то особое борение или подвижничество. В центре его размышлений, как и всей его жизни, молитва и Святая Евхаристия.

Содержание

ЧЕЛОВЕК - ПЛЕННИК ДИАВОЛА

Покаяние

Борьба с собою и грехом

Частные меры против греха

ГРЕХИ И ДИАВОЛ

Введение

Тайна чудес

Святость - долг

Унижение нашей природы

Состязание Бога с врагом

Власть Божия - и над адом

Христос или диавол?

Запутанная в грех душа

Чудо чудес - изменение

Грех от диавола

Все грехи - демон

Жалей грешника

В грехах наших много виноват диавол

Самомалейшая нечистота

От чего грехи?

Почему попускаются искушения от диавола?

Не должно удивляться грехам

Людям свойственно падать

Если и семь раз падаешь: вставай!

До издыхания борись


Состояние падшего человека - грехи

Горы - грехи

Девиз христианина

Жизнь - война

У кающихся острее борьба

Добрые дела со временем будут легки

Прощай грехи другим

Зло - в тебе

Добрая сила могущественнее злой силы

Считай себя хуже всех людей

Лучше грехи считать

Грехи - мечта

Зреть грехи - дар Божий

Неведение своих грехов

По самолюбию не видим грехов своих

Когда порицают тебя

Нужна и строгость

Осуждающий впадает в те же грехи

Наследственность греха

Беды от греха

Грех против воли - не наш

Жалеем дар ближнему

Осторожность в пище

Грех - огонь: и здесь, и там

Раздражительность

Тяжелый человек

От чего бывает раздражительность

Раздражение и уныние - грех

Истинная свобода

Не прилепляйся к вещам

 


ЧЕЛОВЕК - ПЛЕННИК ДИАВОЛА

Из этих немногих - а их очень мно­го! - мест дневников о. Иоанна мы легко можем видеть, как «лукавый», или диа-вол, запинает нас грехами. Что же касает­ся самой греховности своей, то он об этом говорит еще чаще, если не так же часто. Вот несколько примеров этому, притом очень ярких. Из своего собственного опы­та о. Иоанн говорит следующее: «Между Богом и человеком непрестанно усилива­ется вставать грех в бесчисленных видах земных похотей и страстей; плоть наша многострастная, или враг, чрез плоть, по­стоянно враждует против Бога и против нашей души, против ее близости и любви к Богу. Поэтому для любви к Богу надо не­навидеть свою плоть, в смысле ее похотей и страстей, — и ненавидеть мир, в смысле его богопротивных и растленных обычаев.

Нужно непрестанное бодрствование над собою, чтобы не увлечься ко греху со­блазном плоти: или сладострастной кар­тиной, или красотою женского лица, или какой одеждой, или блеском драгоценных камней, золота, серебра, красотою зданий, убранством камней, изяществом шрифтов печати, переплета книг или скульптурных изваяний; всего, что льстит глазу, вкусу, осязанию, и что через слух расслабляет или изнеживает душу и плоть.

Всюду в мире через грех царствует враж­да на Бога, через все и во всем. Поэтому святые угодники презирали мир и его пре­лести, как и плоть свою многострастную, враждебную Богу; и не щадили ее, изнуряя трудом, постом, бдением, молитвою, созер­цанием духовным, послушанием во всем старшим; и таким образом достигли совер­шенной любви к Богу».

Что касается личных, открытых гре­хов о. Иоанна, то он о них говорит резко и правдиво. «Вступая в служение Богу, — начинает он с облачения, о чем мы никогда не думаем, и облекаясь в оружия Божии, я через то объявляю войну диаволу, врагу Божию, и мнящему, что область земли, воз­духа и воды есть его область, а не Божия; и занимающему меня в произношении слов молитвы [вот откуда начинается грех!], хвалы и благодарения Богу. Но да победит вселукавого и всезлобного диавола бес­конечная благость и правда Божия! И да защитит меня, немощного и грешного, от козней его; от насилия его, от смуще­ния и тесноты его». А уж как часто и резко говорит о. Иоанн против своей греховной «плоти», в коей он видит гнездо грехов своих, об этом послушаем опять его само­го: «О всеокаянная плоть, доколе ты бу­дешь отторгать сердце мое от святой любви Божией и от нетленного Вечного Царствия Божия?! Доколе я не презрю и не возне­навижу тебя?! Доколе ты будешь томить меня, язвить, холодить мое сердце?! Но сам я виноват в том, что ты жива во мне и не­престанно коварствуешь против меня: я ла­скаю тебя, угождаю тебе; сладко ем и пью; светло одеваюсь; покойно сплю; во всем себя удовлетворяю, кроме незаконного; имею полный достаток, здоровье, добрую славу?!» Сознавая все это, о. Иоанн в дру­гой раз говорит о себе еще резче: «Сколь богопротивен, и для меня самого отврати­телен ветхий [то есть греховный] мой че­ловек, живущий и не умирающий во мне доселе! Сколь он живуч, лукав, эгоистичен, лицеприятен, корыстен и любостяжателен - хотя во многом и я щедр, когда вижу истинную нужду в ближних!..

Сколь блудлив, нечист, землеревнителен, любовеществен наш ветхий человек! "Отче наш! Да приидет Царствие Твое". Господь царствует везде. Но не царствует в моем сердце. Я часто склоняюсь ко злу. Я часто маловер, невер, самолюбец, гор­дец, презритель других, завистник, скупец, любостяжатель, сребролюбец, плотоугод-ник, честолюбец, нетерпелив, раздражи­телен, ленив; не делаю - или делаю очень мало - добрых дел; и то больше по стече­нию обстоятельств, чем по свободному расположению и влечению сердца; не состражду страждущим, как членам единого тела Церкви. Словом: не царствует всегда во мне Господь. Сколь велико и глубоко растление нашей природы грехом в бес­численных его видах и направлениях! Это я сознаю и чувствую всякий день, всякий час! Каждую минуту, как ураган, он [грех] готов охватить и всколебать, возмутить ее [природу] внезапно при малейшем невни­мании и поблажке своей чувственности; поколебать меня то гневом, раздражитель­ностью, озлоблением на ближнего, особен­но низкого и бедного, надоедающего попро­шайничеством ежедневным; то - блудными помыслами и похотями; и льстивым воспо­минанием и воображением сладости греха; то завистью в самых пустых и маловажных вещах; то лицеприятием и человекоугоди-ем; то корыстолюбием и любовещностью житейскою; то тщеславием и суетностью; то непослушанием, упорством и леностью; то сонливостью и зевотою; то малодушием, гордостью, унынием и расслаблением души и тела, и всякими грехами».

«Всякими грехами»... И когда начнешь просматривать настроение и сознание о. Иоанна во «всяких грехах», — как бы исповедь его пред духовником, то страш­но становится за человека, за самого себя!


Если уж такой постоянный подвижник как Батюшка, и тот непрестанно видел в себе грехи, причем в таком множестве; то как же ты должен помышлять о самом себе? Если уж он говорил о себе: «О, как я грешен, противен по грехам моим - очам Божиим, людям и даже самому себе! Кто же для меня может быть более противен - кроме меня самого? Воистину - никто! В сравне­нии со мною - все праведники!» - то что же можно сказать нам про себя, грешным?! Если он говорит про себя: «Никогда не спи вечером пред вечерним правилом, да не одебелеет сердце твое от неблаговремен­ного сна и да не запнет тебя враг окаменен-ным нечувствием на молитве» - то что же мы должны и можем сказать про себя, если и вообще-то не читаем вечернего правила в полноте?! - Молчи и молчи лучше! «Себя считай хуже, немощнее всех в духовном от­ношении и себя презирай, ненавидь за гре­хи - это благочестиво и справедливо, а к другим снисходи, других уважай и люби, несмотря на грехи, ради Бога».

Если читаешь у него в Дневнике: «Господи! даждь ми зрети моя прегрешения, чтобы я не презирал грешников, мне подоб­ных, и не питал к ним зла в сердце за грехи их и сам бы себя презирал по достоинству, как грешника первого» - то что же говорить уже нам?! Поневоле опять скажешь: молчи и ничего не говори! А если прочитаешь еще более сильные слова его: «Только Господь знает всю бездну немощей и грехов на­ших. Бездна грехов моих требует бездны милосердия Божия. И я [то есть о. Иоанн] испытал уже тысячекратно на себе са­мом неисследимую бездну милосердия Его» - то и вовсе замолчим мы. Замолчим и мы о своей греховности. А лучше обра­тимся теперь к тому, как о. Иоанн настав­ляет нас, грешников, относиться к грехам нашим. Он никогда и нигде не советует впадать в уныние и малодушие. И этому оснований у него много. И прежде все­го - надежда на Господа Иисуса Христа. «Силен, хитер, тонок враг наш диавол, борющий нас; и Поборник и Помощник наш Христос Господь - всесилен, дер­жавен, премудр, благ и всегда готов нам в помощь: и нам нечего унывать и бояться врагов! "Той победит враги, яко Всесилен" [догматик первого гласа]». «Следя за вну­тренними явлениями своего духовного мира, я примечаю всегда, на каком опас­ном вулкане страстей я живу! И какой мощный Спаситель и огнегаситель мне всегда нужен!» И как часто о. Иоанн гово­рит о Христе Спасителе! Чаще всего! И это понятно. Человек сам не может спасти себя без Господа Христа, для того и посланного Отцом Небесным, чтобы спасать грешни­ков, просящих об этой помощи. «Ты, греш­ник, ниспавший во глубину зол: когда пред­ставишь множество грехов своих и впадешь в отчаяние и ожесточение, вспомни, Кого Отец Небесный послал в мир для твоего спасения от грехов и от вечного осуждения за них Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Притеки с верою к этому Ходатаю Бога и человеков, умоляя Его из глубины души омыть всеочищающею Кровию, за нас пролитую на Кресте, и твои беззакония. Толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7). Толцы в двери милосер­дия Божия, каким грехом ни согрешишь; как бы ни были пламенны стрелы врага; как бы ни было сильно его упорство в твоем сердце: и тебе верно отверзется! Я стучал; и мне всегда отверзались двери милосер­дия Божия. Всем надо знать и веровать, что от Бога послан в мир Спаситель, чтобы спасти людей от смертоносного жала это­го змия [то есть диавола] - греха и вечной смерти; и что этот Спаситель всем пода­ет Свое спасительное врачевство против угрызений этого змия: веру, молитву, пока­яние и Святые Тайны Тела и Крови Своей». И сам о. Иоанн так же и в себе думал, объ­ясняя слова апостола Павла: Сладце убо похваляюся паче в немощех моих, да вселит­ся в мя сила Христова (2 Кор. 12, 9), — он говорил о себе так: «Се, я крайне немощен и не могу без Тебя творить ничего добро­го: не могу без Тебя ни мыслить, ни чув­ствовать, ни желать хорошего, ни говорить, ни делать... Дай же мне благодать делать, что Тебе благоугодно. Се, весь живот мой предаю Тебе, Христу Богу, Спасителю мо­ему, Обновителю моему: очисти, освяти и спаси мя. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50, 12)! Помоги мне: близка и скора без Тебя погибель моя на всякий час». В частности, о. Иоанн и себе, и другим всем заповедал: «Таинство искупления Христова, страда­ния Его, Крестную смерть и воскресение Его, и вознесение, и Второе пришествие надо непрестанно памятовать и всему это­му соответствовать». И вообще, о. Иоанн постоянно говорил о Христе Спасителе; и дневник свой не случайно озаглавил: «Моя жизнь во Христе». Но об этом мы бу­дем говорить во главе о Дневнике; а здесь только отметим эту особенность, чтобы показать, что всю свою жизнь он поставил в связь прежде всего именно со Христом Спасителем, почему и заповедовал греш­никам, начиная с самого себя, не унывать, не отчаиваться.

И на святых людей он ссылается, что дух уныния овладевал даже и ими: «И свя­тыми Божиими (иногда) овладевало диавольское отчаяние и уныние. Что же с нами, грешными? Нужно постоянно обращаться ко Господу Христу и быть с Ним каждую минуту, чтобы не овладе­ло нами вражье озлобление и уныние... Наоборот, — по словам о. Иоанна, — «ког­да молишься о прощении грехов своих, укрепляйся всегда верою и упованием на милосердие Божие, готовое всегда про­щать наши грехи по искренней молитве, и всячески бойся, как бы не запало в серд­це отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными сле­зами. Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были; лишь бы только искренно ты каялся в них! А быва­ет часто, что человек молится, а внутренне сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то действительно и не по­лучает прощения. Веруйте, яко приемле­те, — говорит Господь, — и будет вам (Мк. 11, 24). Неуверенность в получении про­симого у Бога - хула на Бога» и Христа, пришедшего в мир от Отца грешников спасать, а не праведников. «Грешники бедные! Познайте Сего Спасителя, — как я знаю Его по благодати Его, по даро­ванию Его». Поэтому-то о. Иоанн свою «общую исповедь» сначала посвящал грехам; а потом кончал приглашением на «пир» Божий и к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. Но об этом мы будем говорить тоже после. А пока оставим ча­стое Причащение как средство спасения от грехов и перейдем к покаянию.

 

Покаяние

Так о. Иоанн всех зовет к надежде на Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. Но не безусловно. А при усло­вии, по крайней мере, наличия покаяния. «Говорят: Бог милосерд! Он помилует нас! - Конечно, у Бога бесконечно много милости. Но если Бог бесконечно милостив к нам и щедр, то зачем же мы произвольно Его оскорбляем своими беззакониями? Чем больше мы облагодетельствованы от Него, тем больше должны любить Его, быть бла­годарными Его святым заповедям. Где же эта любовь, эта благодарность, это послуша­ние?» - В ответ на это мы теперь, после при­шествия на землю воплотившегося Сына Божия, должны бы проявить себя в добро­детелях, в добрых делах; но таковыми ока­зываются лишь немногие, святые люди. Мы не таковы. Мы чрезвычайно далеко отсто­им от них своими делами. Мы все равно остаемся грешниками. Что же делать нам? «Кто знает, как трудно, без особенной бла­гости Божией, обратиться грешнику с лю­бимого им пути греха на путь добродетели! Как глубоко грех пускает в сердце грешника и во всем существе его корни свои...

Потому мы видим, что грешники весь­ма часто и не думают о своем обращении и не считают себя великими грешника­ми. Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу?!»

Если «моя ежедневная величай­шая беда - грехи, язвящие и гложущие мое сердце», - говорит против себя сам о. Иоанн, - то, следовательно, и ему не до конца помогал как будто «против этой беды... ежедневный же величай­ший Избавитель и Спаситель Иисус Христос»? Нет, такие моменты у него были не редкостью, и скоро уныние ис­чезало: «Он - Христос - мне ежедневно благотворит невидимо, благостно». «Надо надеяться на Господа при всех искуше­ниях, при всех безотрадных состояниях души: избавит Господь!» «Я - немощь, ни­щета; Бог - Сила моя! Это убеждение есть высокая мудрость моя, делающая меня блаженным». Как же так? Причина про­стая. Отец Иоанн прибегал к покаянию. К этому же покаянию он звал и других: если не можешь делать добрые дела; если даже бессилен в молитве своей и надежде на Христа Бога, то прибегай к Нему же в покаянии. И прежде всего о. Иоанн об­ращает внимание на то, на что мы в церк­ви - священнослужители - не обраща­ем внимания, как на вещь известную: «Господи, помилуй». Что значит поемое часто в Церкви: «Господи, помилуй»? «Это - вопль виновного и осужденного на казнь, просящего помилования у раз­драженного правосудия. Мы все повин­ны земному проклятию и вечному огню за свои бесчисленные грехи. И толь­ко благодать Господа Иисуса Христа, ходатайствующего о нас пред Отцом Небесным, спасает нас от вечного нака­зания. Это - вопль кающегося и изъяв­ляющего твердое намерение исправиться и начать новую жизнь, подобающую хри­стианину. Это - вопль грешника кающе­гося, который готов сам миловать других как безмерно помилованный и милуемый Богом, Судией дел Его». «А так как мо­литва наша по преимуществу есть покая­ние и прошение о прощении грехов», — говорит о. Иоанн, — то этим настроением и проникнуты в сущности и по преиму­ществу большинство богослужений, кро­ме праздников Христовых, Богородицы и святых, когда преимуществует славо­словие, благодарение и хвала. И это пока­янное настроение особенно проявляется в дни Четыредесятницы, или Великого поста. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, дав­шему нам во всем образ и пример; а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его словом Божиим. И по суще­ству своему, покаяние есть самоукорение, но без надежды на самого себя. Так учит нас о. Иоанн: «Знает Господь нашу не­мощь и поползновение и долготерпит нам, ожидая покаяния и исправления. Скоро слышит молитву тайную и явную; и ско­ро заступает, милует, спасает, но за ис­креннее покаяние Господь милует и про­щает. До седмьдесят крат седмерицею (Мф. 18, 22) повелел Господь прощать падающим в грехи. Слава Господу!» И та­ких мест у о. Иоанна множество. Их легко найти в издании 1899 года «Моя жизнь во Христе» (Дневник, два тома) и в дру­гих извлечениях из того же Дневника, под словом «покаяние». Но я приведу этих мест несколько. «Каяться - значит в сердце чувствовать ложь, безумие, вино­вность грехов своих; значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно Святого и бесконечно гнушающегося грехом; зна­чит всею душою желать исправления и заглаждения их». И в то же время значит сознавать, что сам по себе не можешь исполнить заповедей Господних, а толь­ко хочешь этого. Поэтому в свидетель­стве духовника говорится: «Аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним (Господом) вся, елика речете ми». «Священники на Страшном Суде будут свидетелями пред Спасителем о покаяв­шихся грешниках, что они раскаялись или не раскаялись в тех или других грехах; и покаявшиеся будут прощены».

И сам о. Иоанн говорит о себе, как ду­ховнике, что он требовал от исповедую­щихся именно этого сознания в содеянных грехах, а не обещания во что бы то ни стало исправиться. Только одного требовал он: «не отчаиваться». «Никогда не отчаивай­ся в милости Божией, какими бы грехами ни был связан по искушению диавольско-му; но молись всем сердцем с надеждою на помилование; толцы в двери милосер­дия Божия: и отверзутся тебе. Я, грешный иерей, пример тебе: как я ни согрешу ино­гда по действу диавольскому, — например, иногда с враждою к брату отнесешься из-за чего-нибудь, хоть бы даже из-за правого дела, и весь расстроишься, и брата воору­жишь на себя, и Таинство Святое [то есть Причащение] совершишь недостойно, не по пренебрежению вольному, а по неготов­ности и действу диавольскому, — однако, по раскаянии, все-все Владыка проща­ет, особенно по достойном Причащении Святых Таин. <...> Забудешь все возму­щения, тревоги и тесноту диавольскую; совсем новым сделаешься и как будто из мертвых воскреснешь. Не отчаивайтесь, братие, какие бы грехи вы ни сделали, только сердцем сокрушенным и духом смиренным покайтесь. Слава милосердию Твоему, Господи! Слава долготерпению Твоему, Господи!» Только бы не отчаивал­ся человек! И только бы он искренно испо­ведался! Только бы он не утаил свои грехи! «Да торжествует бесконечная любовь и ми­лосердие Владыки вследствие нашего ис­креннего признания и исповедания грехов и да посрамится вконец греховная лесть диавола, научающего нас таить свои гре­хи и не сознаваться в них; да расторгнутся чрез покаяние все сети и связи диавольские, как паутина. Диавол домогается, чтобы мы утаивались со своими грехами, и тем удоб­нее и больше во тьме предавались им. А мы будем и здесь разрушать его козни: будем исповедывать грехи, чтобы и нам, и всем другим было видно, какой мерзости мы предаемся или предавались; и чтобы тем удобнее, по сознании мерзости, исправля­лись в ней. Глаголи, — сказано, — беззако­ния твоя, а не молчи о них, да оправдишися (Ис. 43, 26)». И таких мест у о. Иоанна тоже много. Возьму еще некоторые выдержки из Дневника его: «Я немощен и грешен! Грешен паче всех человеков; растленный всяким грехопадением во глубине моего существа; подверженный падениям тайным и явным на всякий день и час; имеющий нужду в Божьем милосердии и заступле­нии. И сколько на всякий день я сподоблял­ся и сподобляюсь этой милости и помощи Божией по множеству грехов моих и иск­реннего глубокого покаяния моего - нет числа! Милость Божия приумножилась ко мне паче песка морского! И от каких лютых скорбей, тесноты, смущения и ока­янства спасал меня Господь за мои тайные покаянные мольбы безмерным благоутробием Своим. Буду же с Херувимами и Се­рафимами непрестанно воспевать побед­ную песнь Богу Спасителю моему: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, непрестанно спасающий и милующий меня!» И еще: «Славлю Тебя, Господи, Долготерпеливе и Всемилостиве! Не даждь и мне погибнуть грехов ради моих бесчисленных; но потер­пи на мне и еще. И даждь ми благоугодити Тебе и спасти душу мою и - души многих кающихся грешников. Буди!»


И еще: «Елижды аще падеши, востани и спасешися. Какая благость Господня без­мерная! Какое беспредельное милосердие! Какое удобство ко спасению! Владыка не отвергает грешника до последнего изды­хания. Знает Господь нашу немощь, поползновенность всякому греху с самого младенчества. Знает и ухищрения врагов бесплотных, прельщающих нас ко греху; и долготерпит нам, ожидая покаяния и дел благих. Не вознерадите!» Здесь сказано и о делах благих, но все же больше - о по­каянии. А дальше (в «Христианской фи­лософии»), непосредственно за этой вы­держкой, не говорится уже о благих делах, а только - о вере, покаянии и молитве. Именно: «Велика греховность моя; бес­численны падения мои тайные; но велико на мне долготерпение Бога, бесчисленная милость ко мне Господа, прощающего мне за веру и покаяние все беззакония мои, обновляющего меня, защищающего и спа­сающего на всякий день и час. Благодарю Господа непрестанно. Вся надежда моя на одно милосердие Божие и на безмер­ные заслуги пред правдою Отца Небесного, Господа моего Иисуса Христа». «Се верую: спаси мя, яко Бог мой еси ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой». (Утренняя молитва восьмая.) Здесь уже прямо «вместо дел» указывает на веру и на покаяние. Точно так же - и в последую­щих выдержках. Например: «Неизреченно милостив и долготерпелив ко мне Господь! Без числа я согрешаю каждый день: и без числа Господь прощает мне за покаяние грехи мои. Никогда не преодолевают гре­хи мои благости Его: Он милует, прощает, очищает, умиротворяет». Или: «Сколько раз на всякий день я умираю грехами; и сколько воскресаю из мертвых каждый день чрез веру, покаяние и тайную молит­ву! Сколько щедрот Господа моего, мило­сти и долготерпения вижу в себе каждый день и час! О благость Божия несказанная, превосходящая ум и слово! Аминь!»

«Глубоко скорблю, плачу и рыдаю об ужасной язве греха, растлевающей че­ловечество, бедствующего неизменно, не­описанно, многообразно, — и от прелести греха, которую пленяется человечество и работает греху; и даже хвастает своею работою, и утешается, как какою прибы­лью. Но вместе радуюсь, и торжествую, и рукоплещу, когда помыслю и воображу ту Божественную помощь, которая подается нам волею Создателя (Бога Творца) в даро­вании великого Спасителя и Бога всему че­ловеческому роду и в насаждении на земле Церкви Божией, спасающей род человече­ский чудною благодатию Божиею». И еще хочется принести одно изречение о. Иоанна из его Дневника: «Человеческая душа со­творена по образу и подобию Божию - вы­сочайшая честь и достоинство: ей были врождены святость и свет. Бог Сам обитал в первых человеках до их постыдного и па­губного падения; Дух Святый украшал их, просвещал, утешал. Чрез падение душа со­вершенно изменилась: стала грешна, мрач­на, лукава, самолюбива. Но ей предостав­лено покаяние, как обольщенной, окраден-ной от падшего человекоубийцы диавола; и она может светло восстать от своего па­дения благодатию и щедротами Божиими». Таким образом, падение человека исправ­ляется не добрыми делами его, а все тем же покаянием; а дел он не может даже твердо обещать. Только надежда на благость и ще­дроты Спасителя дают нам упование на ми­лосердие Его; только покаяние дает нам эту надежду. Поэтому о. Иоанн не надеется на человека, как на такового, на его добрые дела, на его собственное исправление. И он приводит следующие примеры.

«Иисус воззре на Петра... и изшед [Петр]... плакася горько (Лк. 22, 61-62). И теперь Иисус, когда воззрит на нас, мы горько плачем о грехах своих. Да, слезы наши на молитве значат то, что Господь воззрел на нас всеоживляющим сердца и утробы взором Своим. Ах! Как иногда запутывается душа наша. Точно птичка сетями! Исхода не видишь иногда от гре­хов своих; и мучают они тебя: страшно то­скливо сердцу от них бывает! Но "воззрит" Иисус, и потекут ручьем слезы; а со сле­зами и все сплетение зла в душе в ничто обратится! И плачешь и радуешься, что такая милость тебе вдруг неожиданная послана. А теплота-то какая на сердце, а легко-то как бывает: так бы и улетел тогда к Самому Господу Богу! Благодарю Тебя всем сердцем моим, Господи, туне [даром] очищающего вся беззакония моя! Так случилось с Петром. Так случилось бы и с Адамом и Евою, если бы они, вместо самооправдания, пошли по пути покая­ния и самообвинения. Так случилось бы и с Иудою, если бы он покаялся искрен­но, а не впал бы в отчаяние и повесился. И о. Иоанн всегда убеждал слушателей и читателей своих не отчаиваться. И сам не отчаивался. И если он других привле­кал к исповеди, то тем более священников, чтобы они уговаривали исповедующихся никогда не унывать: лишь бы только ис­кренно, не утаивая грехов, исповедовались. Да и невозможно человеку надеяться на са­мого себя, а не на Господа Иисуса Христа! Иначе зачем бы Ему приходить на зем­лю? Иначе бы нечего надеяться человеку на Господа, а не на себя самого. Поэтому он и самого себя прежде всего ведет, как видим, к покаянию и других к тому же зо­вет постоянно. "Тьмочисленные страсти не оскудеша во мне", — говорится в одной молитве. Если беспристрастно и глубоко вникнуть в мысли и движения наших сер­дец в данные минуты, то мы найдем, что действительно в наших сердцах в глубине гнездятся бесчисленные страсти. Человек весь - в духовных ранах и язвах; весь в про­казе греховной. И кто может избавить его от этой проказы? - Один Господь! Вера го­рячая! Глубокое покаяние! Необходимое постоянное покаяние. Грех есть отпадение от Бога. Одно мгновение греха - и отпа­дение. Но искреннее, глубокое, всецелое покаяние - и соединение с Богом. Вот как нужно покаяние для грешника! И как ве­лика сила покаяния!»

 

Борьба с собою и грехом

И только после покаяния о. Иоанн зовет всех к борьбе с собою. И о борьбе он тоже часто говорит. Самое покаяние уже есть на­чало борьбы.

«Принадлежность истинного, душеспа­сительного, богоугодного покаяния есть чувства и стремления изменения к лучше­му, расположение ко всякой добродетели: смирению, незлобию, кротости, к воздер­жанию, к молитве, милосердию, всепро­щению, терпению». Но еще необходима и прямая борьба, прямая война, прямое противление греха волею своею. Да невоз­можно было иначе для самого о. Иоанна. По своей сильной натуре он не мог не бо­роться с самим собою. Надо душе «дать свой (естественный) благообразный, бого-образный, богоподобный вид, — как сдела­ли это святые угодники Божии». Он часто о них вспоминает. Очень часто! Пожалуй, более часто, чем о грешниках и о своих гре­хах. Да и вся «жизнь христианина - борьба и подвиг. А эта борьба должна иметь це­лью и последствием утверждение в вере и любви к Богу и ближнему». Та же «прав­да Божия требует, чтобы человек, волею [добровольно] падший сознательно, сам и подвизался против греха, боролся с ним; а побеждая его, призывал усердно на по­мощь благодать Божию, без которой ни­когда не может быть победителем греха, чтобы заслужить вечную награду от Бога и иметь утешение в том убеждении, что в этой нравственной победе есть и его доля заслуги». Эта мысль о борьбе и войне с гре­хом и диаволом у о. Иоанна часто высказы­вается. Приведу несколько выдержек как из Дневника, так и из проповедей его. Он прежде всего советует, чтобы не считали мы грех какой-то неодолимой стеной, а на­оборот, представляли всякий грех - мечтой. Ведь существо нельзя смешивать со слу­чайным падением: существо же - в образе Божием. «Не смешивай человека, — учит о. Иоанн, — этот образ Божий, со злом, ко­торое в нем, потому что зло есть только слу­чайное его несчастье, болезнь, мечта бесов­ская; но существо его - образ Божий - все-таки в нем остается». «Вообще, ни от ка­кого греха, как от мечты, не надо унывать, а уповать на Спасителя. О безмерное благоутробие Божие! О величайшее служение Богочеловека нам, грешным! Итак, да по­срамится держава вражия!» «Все - мечта, кроме любви истинной. Холодно обошелся брат, невежливо, дерзко, злобно: это мечта диавола; чувство вражды тревожит тебя из-за холодности и дерзости брата, говори: это мечта моя. А вот истина: люблю бра­та, несмотря ни на что; я не могу видеть в нем зла, которое есть мечта бесовская в нем, и которая есть и во мне». И много раз о. Иоанн говорит о грехе, как о мечте:

«Сказал Господу с сокрушением от серд­ца - и растаяли; вздохнул, пожалел о гре­хах - и нет их. Как приходят, так и уходят. Мечта - мечта и есть. Сознал, что она - меч­та, нелепость, безумие; возымел намерение впредь вести себя исправнее, и Бог очи­стил их чрез Своего служителя и Святые Таинства», то есть Исповедь и Причастие.

«"Рад бы в рай, да грехи не пускают", — говорят многие из христиан, не имеющие понятия о христианской надежде, как будто грехи есть какая-то нерушимая стена. Нет: я скажу, что ее-то и разорил Крестом и смертью Спаситель наш Иисус Христос и отверз кающимся рай Божий». Это очень облегчает нас: это дает нам основание знать, что грех не тяжкая и непреодолимая сте­на, а зло. Но в то же время о. Иоанн по­стоянно зовет нас к борьбе. «Противься всякой дурной мысли, всякой страстной привязанности к вещам земным, всякому чувству вражды или неприязни к другим. И Бог поможет тебе: мысли добрые, чувства возвышенные, духовные, чувства любви возьмут в тебе перевес. В противном слу­чае - то есть если не будешь противиться

злу - одолеют тебя мысли и чувства про­тивоположные, твое сердце одолеют стра­сти. Все достается победою. Каждый шаг в нравственной жизни приобретается по­том и кровию». «Так точно и миродержитель тьмы века сего зорко смотрит за людь­ми, живущими в соседстве с его темною, воздушною державою. Он всеми мерами старается остановить идущих к Небесному Царству; и на их пути ведет с ними самую жестокую войну: препятствует не только совершать добрые дела, но - и мыслить свободно о добре, и проникаться святыми чувствами, делая засады и коварствуя над ними на каждом шагу духовной их жизни. Здесь говорится то, что испытано на самом деле!» И тогда вся жизнь будет представ­ляться человеку непрерывной борьбой и подвигом. Вот что о. Иоанн и по опыту святых, и по своему - говорит нам. «Несть наша брань [война] к крови и плоти, но к на­чалом, и ко властем, (и) к миродержителем тмы века сего (Еф. 6, 12). Жизнь наша на земле - война, непрестанная война: ибо непрестанно воюют невидимые враги чрез бесчисленные наши страсти; воюет и сама плоть наша, подверженная страстям; воюет и мир прелюбодейный и грешный своими соблазнами, неправдами; борет нас плоть наша: самолюбием, самоугож­дением, леностью, лицемерием, лукав­ством, двоедушием, блудными помыслами и вожделениями, злобою, злопамятством, злорадством, завистью, недоброжелатель­ством, раздражением, унынием, ропотом, малодушием, ложью, обманом, неправдою, хульными помыслами, страстью к осужде­нию других, невоздержанием, пьянством, чревоугодием, любостяжанием, корысто­любием, неверием, вольнодумством, непо­корностью, непослушанием, стремительно­стью, рвением и понуждением ко всякому греху, холодностью и отчуждением от вся­кого добра». Вот, больше 32 страстей ука­зывает о. Иоанн, — не считая особенных нападений невидимых врагов! «Потому Спаситель наш говорит в Евангелии: Царство Небесное силою берется и усиль­ные искатели приобретают его (см.: Мф. 11, 12). Но, — далее же продолжает он, — мы должны всегда верить и помнить, что с нами Бог, невидимый Помощник и Соратник против всякого греха, всемогущий и ско­рый наш Заступник и Победитель наших грехов; с нами Владычица Богородица, Взбранная Воевода наша; с нами Ангелы Хранители; с нами все угодники Божии, молитвами своими ходатайствующие за нас у Господа и житием своим поучаю­щие нас непрестанно всячески противить­ся греху, молиться, внимать себе и бодр­ствовать непрестанно, и побеждать грех благодатию Христовою». И эта мысль о непрестанной войне, или борьбе, выра­жается Батюшкой очень часто. Позволю себе привести несколько лишь выдержек из его Дневника об этом. «Нужна усилен­ная борьба, война с грехом; необходимо по­стоянное противодействие прелести [увле­чению] и насилию греха, самоотвержение и распятие своего самолюбия во всех его бесчисленных видах; памятование о об об­разе Божием в своей душе и необходимости стремления к первообразу своему - Богу, без Которого мы - мертвы, окаянны, бедны, нищи, слепы, наги. Самый важный вопрос должны мы решить все: что нам делать, что­бы жить? Ответ нам на него произнес Сам Жизнодавец и Бог: "Если хочешь жить, со­блюди заповеди"» (см.: Мф. 19, 17). Итак, нужно исполнять заповеди - вот дело. Но это-то и нелегко человеку. Вот слова о. Иоанна. «Настоящая жизнь есть изгнан­ничество. И мы все должны усиленно стре­миться чрез покаяние и дела, достойные покаяния, к своему Отечеству. Настоящая жизнь есть тесный путь - путь скорбей, ли­шений, болезней. Настоящая жизнь есть ежедневная, жестокая, горчайшая война с врагами нашего спасения, не оставляю­щими нас ни на один день в покое. Среди всех твоих житейских удовольствий над тобой тяготеет величайшее несчастие, че­ловек: ты - грешник! Ты - враг Божий! Ты - в большой опасности потерять Веч­ную жизнь. Итак, не до удовольствия тебе, а скорее - до слез в этой жизни!» «У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная вой­на чрез помыслы каждое мгновение жиз­ни, война духовная: надобно быть каждое мгновение всему человеку оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыс­лы от лукавого [диавола] и отражать их».


«О, как многобедственна, многотрудна, тяжка земная жизнь! С утра до вечера надо вести тяжелую брань (войну) со страстями плотскими, воюющими на душу, и с началь­никами, властителями, миродержителями тьмы века сего, духами злобы поднебес­ными, коих лукавство и коварство неиз­менно злобно, адски искусно, недремлемо! - О Сладчайший наш Спаситель, при­зывающий всех труждающихся и обреме­ненных к Себе для успокоения (см.: Мф. 11, 28). Вот Ты видишь: как изныло сердце наше и утроба наша от борьбы и скорби ежедневной! Измождены мы, обессилены; ходим как тени! Кто не знает, как трудно, без особенной благодати Божией, обра­титься грешнику с любимого им пути греха на путь добродетели! Как глубоко грех пу­скает в сердце грешника и во всем существе его корни свои, представляясь ему в каком-то обаятельном виде. Потому мы видим, что грешники весьма часто и не думают о своем обращении и не считают себя ве­ликими грешниками». Хотя я и писал уже об этом, но еще повторяю себе и читателю. И все же Батюшка не позволяет отчаиваться и унывать от грехов своих и от трудности жизни и борьбы, если только таковая есть. «В иных ежедневно эти два начала [земное и небесное] борются и непременно вытес­няют друг друга. А в других и борьбы нет: земное в них вполне господствует». Вот тем, в ком есть еще эта борьба, о. Иоанн со­ветует, чтобы они не унывали: «Не унывай и не ослабевай духом, видя внутри себя по­стоянную борьбу зла с добром; но, как до­брый и мужественный воин Иисуса Христа Подвигоположника, мужественно борись со злобою; взирая на венец, уготовляемый Владыкою всем побеждающим все в мире сем и во плоти своей: Побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем (Откр. 3, 21)». «Не унывай, борясь с врагом бес­плотным, но прославляй в самой скорби и тесноте Господа, удостоившего тебя тер­петь борьбу с коварным змием и за Него уяз­вляться: ибо если бы ты не стал благочестно жить (или хоть бороться) и усиливаться со­единиться с Богом, то враг и не нападал бы на тебя и не мучил бы тебя». «Господи, помилуй! Мы грешники великие, непре­станно и много согрешающие пред Богом и достойные праведного осуждения; поэто­му и взываем часто, по научению Матери своей Церкви Христовой, о помиловании: "Господи, помилуй!" Но хотя мы и грешни­ки, кающиеся (и борющиеся); или: греш­ные, но Божии! Этим покаянием, этим смирением, этим взыванием к Богу о по­миловании мы отличаемся от демонов, или злых духов, которые, согрешив и согрешая без числа, не допускают и мысли о покая­нии по своей гордыне и злобе и не могут говорить: "Господи, помилуй"». «Не бой­ся борьбы и не бегай ее: где нет борьбы, там нет и добродетели; где нет искушения верности и любви, там неизвестно: есть ли верность и любовь ко Господу! Вера, упова­ние и любовь наши познаются в противностях, в трудных и тяжких обстоятельствах внешних или внутренних».

Я, — то есть о. Иоанн, — «вражду про­тив Бога», — а таковым является всякий, — «гоню из себя: молюсь, пощусь, каюсь непре­станно, плачу». И приводит в пример даже святых угодников Божиих: «Так святые угодники гнали от себя эту лукавую враж­ду, посеянную врагом исконным, — всякий грех. И они боролись с грехом! Молитвою, постом, богомыслием, долулеганием, тру­дом телесным побеждали, благодатию и дер­жавою Христовою; и испытывали на себе торжество и духовное наслаждение столь большое, что никакие искушения, никакие телесные страдания и козни невидимых врагов не могли их отлучить от духовных и телесных подвигов». В скобках сказано об о. Серафиме Саровском. И мы долж­ны неослабно бороться с грехом и со всеми плотскими страстями - молитвою, воздер­жанием, богомыслием, трудами телесными и духовными. И если некоторые думают, что грех - "ничего"; но он - действительно существующее, величайшее зло духовное, от которого избави Бог всякого человека. Грех неизбежно влечет за собой большее или меньшее мучение даже в здешней жизни. И чтобы избавиться от мучения, причиняемого грехом, нужно принести искреннее, вседушевное покаяние во глу­бине души, или омыть его слезами чистосер­дечного раскаяния. Бог велик и неизменно праведен. Рука Его - всегда над нами, ни­чтожными, но грешными! Боже! Не хотяй беззакония, Ты еси! (Пс. 5, 5). Но с другой стороны, не считай никогда грехи непри­ступной стеной; никогда не смущайся их множеством и насилием.

 

Частные меры против греха

Под этим заглавием я напишу о неко­торых мерах, которые помогают бороть­ся против греха, как главнейшей «беды» человека-грешника.

а) Прежде всего надо держаться всеми силами, крепиться в истине Божией, — то есть против нападений греха и диавола, — «отвергая ложь, мечты и злобу диавольские - в самом начале» их. «Тако да побеждаю в державе кротости Твоея, Господи, врагов невидимых и видимых, во вся дни живота моего, до последне­го моего издыхания. Аминь». И приво­дит о. Иоанн такое сравнение из Ветхого Завета: «Исав и Иаков-запинатель предо­ставляют в лицах ту борьбу, которая быва­ет внутри нас между добром и злом. В нас происходит почти постоянная, домашняя борьба: зло силится всегда перебить дорогу добру - первенствовать, а добро - злу, и также хочет первенствовать. Что же долж­но быть следствием этой борьбы? Добро должно знать искусство - запинать злу, низлагать его в самом начале. Например по­ложим, что в тебе восстают помыслы гордо­сти. Не давай им усиливаться; а сейчас же пусть запнет и положит на их месте - сми­рение. По испорченности природы нашей, зло (Исав) имеет первенство; но, по бла­годати, добро (Иаков) по справедливости должно запнуть его: сыны света должны быть мудрее сынов века сего, добродетель должна быть сильнее зла. И сейчас же! В на­чале же делай это, а не откладывай; иначе ослабеешь, а враг возьмет верх. Если же грех застарел, то уж трудно будет вырвать его сразу. И нужны будут тучи слез, что­бы отмыть застарелую грязь греха: так она прилипчива и едка!»

б) «Тот грех, на который ты не соиз­воляешь, не вменяется тебе. Например, невольное преткновение на молитве, по­мыслы скверные и хульные, непроизволь­ная злоба, с которой мы усердно боремся, скупость, которой мы отвращаемся. Наше дело - терпеть, молиться, смиряться и лю­бить. Безрассудно колебаться и возмущать­ся, тем более малодушествовать и унывать духом, когда приходят на молитве или в другое время мысли неверия, сомнения, хулы и другое подобное: это все - прелесть сатанинская».

«Хула на святыню или помысл плот­ской нечистоты - есть диавол. Когда этот смрад из адской бездны будет беспоко­ить и душить тебя, тогда убедись только, только верь сердечно, что это диавольское дело: и от тебя отстанет эта грязь. Господь да прославит и утвердит!» «Дохнул диавол своею хулою в наше сердце, и мы сейчас колеблемся его хулою, смущаемся, уны­ваем. Тогда как надо презирать все его ху­ления, или не обращать на них внимания, как на мечты». «Многие принуждены пла­кать от его хулений, назойливо лезущих в ум и сердце. Понимающий, в чем дело, дует и плюет на духов лукавых, внушаю­щих ему нелепости; и победит их именем Иисусовым и силою креста».

«И святые отцы горько сокрушались и болезновали в своей жизни и в своих писаниях об испытанных ими в жизни на­важдениях, наводнениях всяких скверных, лукавых и хульных помыслов и о бурях бесовских». А тем более эти наваждения будут на нас, когда мы начнем жить бла­гочестиво. «Эти чада смерти - подданные князя воздушного - в постоянной упор­ной войне с сынами жизни, то есть верны­ми христианами. Тех, для коих грехи со­ставляют как бы ежедневную потребность, они не беспокоят, потому что они - их собственность, пока они живут беспечно касательно своей души. Но обратись толь­ко они к Богу, сознай свои грехи вольные и невольные - и война запылает, полчища сатанинские поднимутся и поведут непре­рывную брань». Но вот тут-то и не следует обращать на них внимания, а - презирать их хуления, не вменяя их ни во что! «Если же во время или вне молитвы враг запнет душу твою какими-либо хулами и мерзостями, не унывай от них.

Но скажи с твердостью в сердце твоем: для очищения от таких-то и подобных им грехов и пришел на землю Господь наш Иисус Христос. И когда скажешь эти слова с верою, сердце твое тотчас успокоится: ибо Господь сердце твое очистит».

Вот некоторые из «грехов», на которые не следует обращать внимания.

в) Не нужно также смущаться страда­ниями душевными и болезнями, потому что они содействуют освобождению от гре­хов, а в последних-то именно и заключа­ется беда. «Скорби делают нас лучшими, укрепляют нашу добродетель, веру в Бога». «Настоящая жизнь есть тесный путь скорбей, лишений, болезней». «Скорби - ве­ликий учитель: скорби показывают нам наши слабости, страсти, защищают душу, низводят благодать, утверждают в вере и уповании на добродетель. Когда Господь поразит тебя сильною скорбию, или болез­нью, или бедою, тогда будь благонадежен, что Он верно пошлет тебе и отраду (ду­ховную). И соответственно твоим страда­ниям, подаст тебе потом благодать мира, силы и радости» духовной. «Христианину лучше жить в каких-либо скорбях». «Если плотскому человеку легко, то духовному тяжело. И это мы часто сами испытыва­ем. Потому истинный христианин должен желать злостраданий внешних, плотских, мирских: они укрепляют дух его. О ропоте он и думать не должен. Болезни, бедность, несчастия, войны, голод часто - благодея­ния душе». Поэтому, «чтобы сердце наше искренне и пламенно обратилось к Богу, для этого нужно растерзать его каким-нибудь горем. Взято из опыта», — говорит о. Иоанн. «Для очищения сердца нужны великие труды и скорби, частые слезы, не­престанная молитва внутренняя, воздер­жание, потому что они (скорби) врачуют болезнь греха, сжигают терния страстей. Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22), — гово­рит святой апостол Павел. И все святые перенесли великие скорби для стяжания сердечной чистоты; и никто не был увенчан без скорбей».

г) В частности, сюда же относятся и те­лесные болезни - как скорби телесные, но действующие и на уменьшение грехов, а это главное.

«Когда какая-либо болезнь тяготит и по­давляет энергию твоего духа, говори тогда с благопокорностью Господу: по грехам моим я достоин самых-самых тяжких бо­лезней! Буди благословен Промысл Твой обо мне, Господи, посетивший меня болез­нью!» «Как после того, как прорвется бо­лезненный гнойный нарыв на какой-либо части тела, бывает легко всему телу; так и после того, когда пройдет болезненное накопление нечистот сердца, душе бывает также весьма легко. А скопление нечистот душевных, или грехов, еще болезненнее скопления нечистот телесных: оно обыкно­венно проходит в слезах».

И про себя самого о. Иоанн рассказыва­ет следующее наблюдение. «Замечательно, что многие болезни и болячки ведут к об­новлению организма, или некоторых частей или оконечностей его. Болели у меня три перста правой руки: воспалились, сильно гноились, две недели болели. В конце все­го вышло совершенное оздоровление вну­тренностей, прекрасное самочувствие, лег­кость всего тела. А две недели назад - нерв­ность, раздражение во всем теле, крайняя чувствительность и боль оконечностей рук. Слава Богу, наказующему и милующему, мертвящему - чтобы оживить. Умерла некоторая часть перстов чрез нарывы и гной; а вместо нее - обновленная часть, новая кожица, обновленный перст». «Когда страдает от болезни плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения (грех, диавол), который болезнью обесси­ливается. И терпи великодушно болезнь свою во имя Господа Иисуса Христа, нас ради претерпевшего Крест и смерть. Еще помни, что все наши болезни суть наказа­ние Божие за грехи: они очищают, прими­ряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его. Помни, что в болезни - Господь с то­бою: с ним есмь в скорби (Пс. 90, 15), что она произошла от мановения Владыки, отече­ски наказующего нас. Веруя во время бла­гополучное, смотри, не отпадай во время напасти; но, как мученик, будь постоянен в вере, надежде и любви». И даже «благо­дари еще за то, что Он тебя, — безрассудно ввергающего себя в болезни, предвестни­цы смерти телесной, — часто избавляет от них, исправляет твои ошибки [грехи] и не лишает тебя земного живота; зная, что он [живот] дорог для тебя, что ты не готов еще к той Вечной жизни. Благодари Его за все средства к жизни, за все радости и скорби жизни; ибо все - от Него, Благого Отца; все - от первой начальной Жизни, всем уделившей и взаимодавшей жизнь земную».

Так советует о. Иоанн о болезнях. И сам он, — это мы увидим, — относился к болез­ням своим именно как ко благу, к очище­нию от грехов; хотя и терпел нелегко свои болезни, особенно перед смертью.


 

ГРЕХИ И ДИАВОЛ

Введение

Мы уже много раз примечали, что о. Иоанн очень часто говорил о диаволе как об источнике греха. О грехах говорит­ся везде, но кажется, ни у одного святого отца-подвижника не говорится так мно­го о диаволе, как у него. И на это мы хо­тим обратить внимание. Иногда приходит мысль: не дана ли сатане особая свобода теперь? А это приводит к другому вопро­су: не дает ли современная жизнь наша по­водов своими грехами к его власти?

А это наводит на мысль, какая посто­янно, особенно к концу жизни, отмечается у о. Иоанна: не близок ли конец мира?

Если это и не так, то мысль о кончине это­го «безбожного» мира вполне естественна.


 

Тайна чудес

«Тайна чудес святых Божиих человеков - их ясновидящая, твердая вера в Господа, простота веры, совершенная лю­бовь и преданность Господу: прилепляяйся Господеви - един дух есть с Господом. Все для них был Господь, и они были всецело Господни».

 

Святость - долг

«Святость наша есть долг наш, природа наша, интерес величайший, радость наша, цель всех стремлений и надежд наших, тру­дов наших; в святости наша жизнь, отрада, покой, наслаждение, край всех желаний, ибо соединяет нас с Богом».

 

Унижение нашей природы

«Как мы унизили себя, свою природу, грехами, но как мы дороги, высоки в очах Божиих! Бог не пощадил для нас Сына Своего, но облек Его в плоть нашу, во всю природу нашу - для нашего спасения; уготовал нам от сложения мира Вечное Царство, о нашем обращении радуются до­брые по существу своему Ангелы. А мы что же? Мы и знать того не хотим и все больше и больше унижаем, губим свою душу разны­ми пороками и житейскими пристрастиями. Жалко, невыразимо жалко смотреть на че­ловека - эту тварь, по образу Божию создан­ную, особенно на христианина, удостоенного такого высокого призвания, так много по­чтенного, благодетельствованного от Бога».

 

Состязание Бога с врагом

«В здешней жизни, жизни испытания и подвигов христианина, он стоит постоян­но между двух течений: добра и зла, между искушением и скорбью от врагов, и уте­шением и помощью от Бога; происходит как бы некоторое состязание у праведного, святого и многомилостивого Бога со злым, лукавым и всегубительным врагом: чело­век находится то под влиянием врагов, то под благодатию Божией; враги вовлека­ют во всевозможные вины и согрешения, а Господь милует кающихся грешников, очищает, освящает, оправдывает, умиро­творяет, обновляет и утверждает. Особенно это состязание и победа благодати над грехом бывает во время литургии - этой чудной примирительной и освятительной жертвы Божией, милости мира, жертвы хваления».

 

Власть Божия - и над адом

«Ты и ад весь с сатаною и несметными его полчищами содержиши в руце Твоей и только по попущению Твоему, для вра­зумления и наказания нашего, сатана и ан­гелы его строят над нами козни. Помолимся мы Тебе, Спасителю нашему, покаемся пред Тобою нелицемерно во грехах своих - и Ты, вразумив нас, отъемлешь от нас врагов на­ших, глаголя: довлеет вам злодействовать над рабами Моими, они паки принадлежат Мне».

 

Христос или диавол?

«Кто сидит и ездит на вас? Кто си­дит и ездит на тебе, человек, — на тебе, душа моя, всякий день? Христос ли и Дух Святой, или диавол со своими полчищами? Ибо в ином человеке сидит целый легион страстей, а страсти - бесы».

 

Запутанная в грех душа

«Иисус воззре на Петра... и изшед [Петр] ...плакася горько (Лк. 22, 61-62). И теперь Иисус, когда воззрит на нас, мы горько плачем о грехах своих. Да, слезы наши на молитве значат то, что Господь воззрел на нас всеоживляющим, испы­тующим сердца и утробы взором Своим. Ах! Как иногда запутывается душа наша разными грехами, точно птичка сетями. Исхода не видишь иногда от грехов сво­их, и мучат они тебя: страшно, тоскливо сердцу иногда от них бывает, но "воззрит" Иисус, и потекут ручьи слез, а со слезами и все сплетения зла в душе в ничто обра­тятся: и плачешь, и радуешься, что такая милость тебе вдруг неожиданно послана. А теплота-то какая на сердце, а легко-то как бывает, так бы и улетел тогда к Самому Богу!»


 

Чудо чудес - изменение

«Чудо из чудес, что Господь и Творец мой истлевшее мое грехом естество воссо­здал, претворил, преложил, как хлеб и вино прелагает в Кровь Свою, как огнь в росу преложил».

 

Грех от диавола

«Грех есть свойство злых духов; их бесчисленное множество, и в каждом че­ловеке, как повинном греху, действует злой дух или многие злые духи. Это все люди испытали в себе, хотя многие не ве­рят в существование их и думают, что все зло, которое они ощущают в себе, есть их собственное.

Противитеся диаволу (1 Пет. 5, 9), — го­ворит апостол, — и убежит от вас.

Несть наша брань к плоти и крови, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы под­небесным (Еф. 6, 12)».


 

Все грехи - демон

«Гордость - демон; злоба - тот же де­мон; зависть - тот же демон; мерзость блуд­ная - тот же демон; насильная хула - тот же демон; насильное сомнение в истине - де­мон; уныние - демон; различные страсти, а действует во всех один сатана; различ­ные страсти, а вместе - лай сатанинский на различные лады, и человек бывает одно, один дух с сатаною. Подвергаясь злобно­му и яростному насилию многоразличных страстей и грызению диавола при соверше­нии различных дел Божиих, принимай эти страдания как страдания за имя Христово и радуйся во страданиях своих, благода­ря Бога, ибо диавол уготовляет тебе, сам того не зная, блистательнейшие венцы от Господа! Аминь. Противиться диаволу неотложно».

 

Жалей грешника

«Всякий грех от духа злобы: находя­щийся во грехе есть невольник греха, тер­заемый грехом, потому не слишком строго и без злобы обращайся с согрешающим, ве­дая общую немощь. Жалей о согрешающем, как о больном или как заблудшем, во тьме ходящем, или как о связанном путами же­лезными, или как умоповрежденном, ибо все эти качества можно приписать согре­шающему или находящемуся под действи­ем страсти. Надо всемерно беречь человека, чтобы его не спалил огонь греха, не омрачил его, не связал его, в болезнь не поверг его».

 

В грехах наших много виноват диавол

«Диавол принимает огромное участие в грехах людей: потому в молитвах пред исповедью грешные люди снисходительно осуждаются в грехах пред Господом, как прельщенные диаволом. Поэтому никто не считай себя отверженным, хотя бы и был великий грешник: в твоих грехах много виноват диавол. — Вспомни немедленно Иисуса Христа и обратись к Нему тотчас о прощении грехов своих. Он - Агнец, взем-ляй грехи мира (Ин. 1, 29). Он на то и Агнец Божий, чтобы принимать на Себя и очи­щать грехи наши».


 

Самомалейшая нечистота

«Ты постоянно замечаешь, что Бог ни­какой самомалейшей мгновенной нечи­стоты не терпит в тебе, и тебя тотчас, по допущении в сердце какого-либо нечи­стого помысла, оставляет мир и вместе Сам Бог, и ты делаешься вместилищем диавола».

 

От чего грехи?

«Отчего бывают и самоубийцы всяко­го рода, равно как убийцы других? От дей­ствия в сердцах самоубийц и убийц искон­ного самоубийцы - диавола.

Гнев человека - страшное, противо­естественное явление в человеке, он воз­буждается часто в сердце из-за причин, самых маловажных, по причине само­любия, гордости, кроющихся в нашем сердце.

Нужно помнить, что гнев. мужа правды Божия не соделовает (Иак. 1, 20)».


 

Почему попускаются искушения от диавола?

«Господь попускает нам искушения врага для испытания нашего, для укре­пления наших духовных сил в борьбе со врагом, и чтобы нам самим видеть больше, на что склоняется наше сердце: к терпению, вере, надежде и любви и во­обще к добродетели или к раздражитель­ности, маловерию, ропоту, хуле, злобе и отчаянию. Потому не надо унывать, а благодушно и с терпением переносить находящий на душу нашу мрак сердца, расслабляющий и нудящий к нетерпению и злобе огонь, скорбь и тесноту, зная, что это необходимо в порядке нашей духов­ной жизни, что этим Господь испытывает нас, не похулим ли мы путь истинный, путь святой веры и добродетели и не со­изволим ли пути лукавому. Мы свобод­ны, и сами должны всемерно, всеусилен-но укрепляться в вере и добродетели, до положения души своей за путь прав­ды, а как это будет, если не будет с нами иску шений».


 

Не должно удивляться грехам

«Не должно с удивлением и злобою смотреть на разные грехи, слабости, стра­сти человеческие, потому что это ветхая прелесть, немощь всего рода человеческого, и сами люди своими силами никак не мо­гут избавиться от нее, и необходим был Спаситель человеков, не ходатай, не Ангел, но Сам Господь во плоти, — да спасет всего мя, человека. Потому страсти человеческие, даже на нас обращенные, например: зависть, злоба, гордость, скупость, лихоимство, мы должны презирать и на подверженных им не озлобляться, а обращаться с ними крот­ко, действовать на них словом, убеждением, тайною молитвою, как Господь, как святые угодники Его обращались со врагами сво­ими. В этом состоит житейская мудрость христианина».

 

Людям свойственно падать

«Нам, странствующим в жизни сей, свойственно падать, ибо мы обложены плотию многострастною, окружены духами злобы поднебесными, прельщающими ко греху, живем в мире прелюбодейном и грешном, соблазняющем на грех».

 

Если и семь раз падаешь: вставай!

«Аще семь раз падет, и семь раз пока­ется, глаголя: каюся, — остави ему (ср.: Лк. 17, 4). Знает Владыка, как Сердцеведец, что люди склонны к весьма частым падениям, и падая, часто восстают, потому и дал запо­ведь - часто прощать грехопадения, и Сам первый исполняет Свое святое слово: как только скажешь от всего сердца: каюся, - тотчас прощает».

 

До издыхания борись

«Елицы аще падеши, востани и спасешися. Какая благость Господня! Какое беспредельное милосердие! Какое удоб­ство ко спасению! Владыка не отвергает грешника до последнего издыхания. Знает Господь нашу немощь, поползновенность ко всякому греху с самого младенчества, знает и злоухищрения врагов бесплотных, прельщающих нас ко греху, и долготерпит нам, ожидая покаяния, борьбы и исправле­ния, и дел благих. Не вознерадите».

Состояние падшего человека -грехи

«В настоящем состоянии человек про­никнут весь гордостью, маловерием, сомне­нием, неверием... злостью, блудом... любо­стяжанием, скупостью, хулою. Какой ве­ликий труд предлежит каждому человеку-христианину очищать себя от скверны и тли страстей!»

 

Горы - грехи

«Ради одной веры нашей сдвигаются горы сердечные, то есть высоты и тяжести греха. Когда христиане снимут в покаянии бремя грехов, то иногда говорят: слава Богу, свалилась с плеч гора».

 

Девиз христианина

«Твой девиз, христианин: "мертвым быть для греха, а живым для Бога во Христе Иисусе" (ср.: Рим. 6, 11). И это - на всякий день и час».

 

Жизнь - война

«Настоящая жизнь есть изгнанниче­ство: Изгна его, — сказано, — Господь Бог из рая сладости (Быт. 3, 23), и мы все должны усиленно стремиться чрез покая­ние и дела, достойные покаяния, к своему Отечеству. "Владыко, вожделенное отече­ство подаждь ми, рая паки жителя мя со­твори" (Тропари, поемые на Непорочных в субботу). Настоящая жизнь есть тесный путь - путь скорбей, лишений, болезней. Чем теснее этот путь, тем убедительнее, вернее, что мы стоим на истинном пути, чем шире - тем несомненнее, что мы близ­ки к погибели. Настоящая жизнь есть еже­дневная, жестокая, горчайшая война со вра­гами нашего спасения.

Не до удовольствия тебе, но скорее до слез; удовольствия должны быть редки, и то по преимуществу такие удовольствия, которые тебе представляет вера в духовных празднествах».


«Труден подвиг очищать сердце, по­тому что соединен с большими лише­ниями и скорбями, зато награда велика. "Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят" (Мф. 5, 8)».

«Ни на одно мгновение своей воли не исполняй, а волю Божию, которая есть любовь ко всем, и ко врагам, — и святость наша. Наша же воля есть грех многообраз­ный».

 

У кающихся острее борьба

«Обратись только они [грешники]...

к Богу, сознай свои грехи вольные и неволь­ные - и война запылает, полчища сатанин­ские поднимутся и поведут непрерывную брань. Отсюда видите, как необходимо искать Христа, как Начальника жизни, Победителя ада и смерти».

 

Добрые дела со временем будут легки

«Упражняйся в делании добрых дел или в побеждении страстей и ис­кушений - и дела добродетели будешь

со временем делать легко и сладостно, бу­дешь побеждать страсти удобно при по­мощи вседействующей благодати Божией. Но не стань молиться или молись ред­ко - тебе и противна и тяжела будет мо­литва, как пятипудовая тяжесть, не стань воевать на страсти или воюй только изред­ка и слабо, и очень трудно будет бороть­ся с ними, будешь часто побеждаем от них; не будешь иметь от них покоя и жизнь свою отравишь ими, не научишься побеждать этих домашних, злейших, внутренних, всег­да в твоем сердце сидящих врагов твоих».

 

Прощай грехи другим

«Какое прекрасное, спокойное, безо­пасное дело - оставлять грехи согрешаю­щим против нас или обижающим нас! Простил - и спокоен. Тебя изобидели! Что же? Так и следует причинять огорче­ния твоему плотскому, ветхому человеку: самолюбивому, скупому, причиняющему столько оскорблений Богу. Хорошо, что ему возмеривается хотя несколько от лю­дей тем же, что он меряет Богу».


 

Зло - в тебе

«Чаще приводи себе на память, что в тебе зло, а не в людях. Таким убеждением, совершенно истинным, предохранишь себя от многих грехов и страстей. Беда наша ча­сто в том, что мы свое зло приписываем другому».

 

Добрая сила могущественнее злой силы

«Нужно всем крайне остерегаться, чтобы по своему духу и по своим делам не освоиться нам с духами злобы подне­бесными, чтобы они не сделались дыха­нием нашей души вместо Бога, чтобы зло, составляющее их природу, не сделалось нашим злом. Впрочем, мы должны всегда при этом помнить, что болий есть, Иже в нас, нежели, иже в мире, что Господь и их содержит в полной Своей власти и только попускает, сколько Его правда, благость и премудрость позволят действовать им в мире, к вразумлению и исправлению людей».


 

Считай себя хуже всех людей

«Осуждая внутренно других, услаж­даемся своим превосходством пред дру­гими. Это гордость сатанинская, это зло­воние плотского, греховного человека. Да бегут из души прочь такие помышления! Да помышляем мы себя худшими всех людей. Когда будут о ком отзываться дурно, вздохнем и скажем про себя: мы хуже, грешнее этого человека во сто раз, и от души помолимся об осужденном брате».

 

Лучше грехи считать

«Когда придет тебе в голову безрас­судная мысль - сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскор­бления Всеблагого и Праведного Владыки, и найдешь, что их у тебя как песку морско­го, а добродетелей, сравнительно с ними, все равно что нет».


 

Грехи - мечта

«Сказал Господу грехи с сокрушенным сердцем - и раскаялся, вздохнул, пожалел о грехах - и нет их. Глаголи беззакония твоя, да оправдишися. Как приходят, так и уходят. Мечта - мечта и есть. Сознал, что они мечта, нелепость, безумие, возы­мел намерением впредь вести себя исправ­но - и Бог очистил их чрез Своего служи­теля и Святые Таинства».

 

Зреть грехи - дар Божий

«Многому научены ученики учеб­ных заведений, но не знают часто едино­го на потребу - Бога и себя самих, своих грехов, своей немощи духовной, свое­го ничтожества без Бога и пред Богом. Вспомните о молитве святого Ефрема Сирина: "Господи! даруй ми зрети моя прегрешения". Видеть свои грехи в их множестве и во всей их гнусности - дей­ствительно есть дар Божий, подаваемый вследствие усердной молитвы».


 

Неведение своих грехов

«Иногда бывает на душе такое окамененное нечувствие, что грехов своих не видишь и не чувствуешь; ни смерти, ни Судии, ни Суда Страшного не боишься, все духовное бывает, как говорится, трын-трава. О лукавая, о злобная плоть!

Иногда бывает такая ужасающая ле­ность и нечувствие на душе, что овладева­ет тобою совершенное отчаяние - прогнать эту леность и отчаяние. Лучше, кажется, болеть, чем чувствовать леность».

 

По самолюбию не видим грехов своих

«Иногда люди младшие тебя, или рав­ные, или старшие, дают тебе намеком на­ставления, которых ты не терпишь, досадуя на своих учителей. Надо терпеть и с любо­вью выслушивать все полезное от кого бы то ни было. Самолюбие наше скрывает от нас наши недостатки, а другим они вид­нее: они и замечают нам. Помни, что мы друг другу удове (Еф. 4, 25) и обязаны вза­имно исправлять друг друга».


 

Когда порицают тебя

«Когда кто-либо будет порицать несо­вершенства и недостатки твоих дел, сми­ренно познай справедливость этих пори­цаний и скажи: да, правда, грешен и прегрешен я, не с должным рачением и усердием и охотою делаю дела мои. Помолись, брат, о мне (скажи порицавшему) - да Господь вразумит меня и поможет мне благодатию Своею должным рачением и охотою проходить свое звание и исполнять воз­ложенное на меня дело общественного служения. Если же похулят твои спо­собности, скажи: не сам я дал себе такие, а не другие способности: они - Божий дар; порицать мои способности - значит по­рицать Творца, даровавшего их. Когда бу­дут порицать тебя свои и выставлять твои слабости вслух другим, скажи так: я точ­но таков, но вам нет никакой пользы, что я именно таков и что вы будете поносить меня и смеяться пред другими; смеяться над немощью или слабостью ближнего бесчеловечно, лучше покрыть немощь, по­тому что моя немощь - ваша немощь, мой стыд - ваш стыд: ведь я член ваш, да и вы не без немощи; помолимся же, да исцелит Господь немощи наши, ибо все мы зараже­ны проказою беззакония. Любовь, сказано, все покрывает (1 Кор. 13, 7), а не выставля­ет на позор слабости».

 

Нужна и строгость

«Там, где грех вредно действует на дру­гих, или где он соединен с опущением обя­занностей по службе, или где он принимает большие размеры, там требуется немедлен­ная строгость к обузданию и прекращению его, или удаление вредного человека из сре­ды людей благонамеренных, "Измите злаго от вас самех" (1 Кор. 5, 18)».

 

Осуждающий впадает в те же грехи

«Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2). Никогда не должно осуждать других за какие-либо слабости или пороки, потому что осуждающий наказывается ча­сто от Бога попущением делать то же самое, в чем осуждал и других. Все люди - со сла­бостями, и ты - тот же человек и можешь очень часто подвергнуться тем же слабо­стям, и когда подвергнешься, тебя так же осудят, как ты осуждал других».

 

Наследственность греха

«Люди рождаются от испорченного корня, являются в мир нравственный или в мир людей - также испорченный. По это­му уже одному никто из людей, кто бы он ни был, не может хвалиться собою, под­нимать высоко свою голову и рассуждать по-своему об установлениях и действиях Церкви, клонящихся к исправлению и очи­щению испорченного человечества. Люди в этом отношении сами по себе слепы - и со­вершенно не знают, как должно быть поступлено с ними, чтобы ослабить их вну­треннюю порчу, чтобы ввести в них жизнь Божественную и соединить их с Богом. Потому-то всякий беспрекословно должен подчиняться водительству Церкви, зная наверное, что что бы она ни делала с нами, верно делает к нашему благу и спасению».


 

Беды от греха

«От греха человека произошли все беды на земле - смерть и ад. Если бы Сын Божий по человечеству не смирил Себя и не умалил Себя, тогда никто бы не спасся. Смирение, страдание и Крестная смерть Богочеловека спасли человечество. Мы должны все нау­читься смирению и послушанию».

 

Грех против воли - не наш

«Тот грех, на который ты не соизволя­ешь, не вменяется тебе; например, неволь­ное преткновение на молитве, помыслы скверные и хульные, непроизвольная зло­ба, с которою мы усердно боремся, ску­пость, которой мы отвращаемся, — это все нападения злого духа. Наше дело терпеть, молиться, смиряться и любить».

 

Жалеем дар ближнему

«Для чего же мы беспокоимся о пище, для чего жадничаем, пресыщаемся, ла­комимся? Для чего жалеем ближнему?

О окаянство! О слепота! О самолюбие гряз­ное! О нелюбовь к Богу и ближнему! Ведь в ближнем Бог - и мы Богу Самому жалеем Его же даров».

 

Осторожность в пище

«Нужно с крайней осторожностью и разборчивостью употреблять яства и пи­тия. Лукавый ставит сети и в пище и пи­тии. Недаром Спаситель предостерегает нас от искушений такого рода: внемли­те же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21, 34). Везде может запять неосторожного лука­вый. И он так занял меня в пище сегодня, что я едва мог молиться на вечерней молит­ве и не мог поднять свободно ума и сердца горе. Великая связь желудка с сердцем».

 

Грех - огонь: и здесь, и там

«Грех сам в себе есть огонь, потому го­ворим, что такой-то воспламенен гневом, или плотской любовью, или завистью. Итак, грех сам в себе носит огненное осуждение.

Каков же будет этот огонь в грешниках, когда за нераскаянность благость Божия совсем оставит их? Каков этот огонь будет вне грешников? Так как несомненно, что будет и озеро огненное, и пещь огненная, или геенна огненная, или дебрь огненная! Все это существенно, истинно. А мы, бес­чувственные, не устрашаемся, не трепещем, иждиваем жизнь в наслаждениях, к церкви холодны, обязанностей христианских не ис­полняем, в грехах закосневаем! Горе нам!»

 

Раздражительность

«Кто нетерпелив и раздражителен, тот не познал себя и человечества и недосто­ин называться христианином! Говоря это, произношу суд на себя, ибо я первый недугую нетерпением и раздражительностью».

 

Тяжелый человек

«Ревнующие о благочестии, брат и се­стра! Тебе придется слышать и, может быть, нередко более от своих домашних, что ты тяжелый, невыносимый человек; ты увидишь к себе сильное нерасположение, вражду за свое благочестие, хотя враж­дующие и не будут выражать, что имен­но за благочестие они враждуют против тебя, не возмущайся этим и не приходи в отчаяние; потому что диавол в самом деле может преувеличить до огромных разме­ров некоторые слабости твои, от которых и ты не свободен как человек; но припом­ни слова Спасителя: враги человеку домаш­ние его (Мф. 10, 36), и от недостатков ис­правляйся, а благочестия держись твердо. Поверяй совесть свою, жизнь свою и дела свои Богу, ведущему сердца наши. Впрочем, смотри на себя беспристрастно: в самом деле не тяжел ли ты по своему характеру, особенно для домашних своих; может быть, ты угрюм, неласков, необщителен, нераз­говорчив. Распространи свое сердце для общительности и ласки, но не для потвор­ства; в выговорах будь кроток, нераздражи­телен, нежелчен. Вся вам любовию да быва­ют (1 Кор. 16, 14), — сказал апостол. Будь терпелив, не за все выговаривай, иное сноси, проходи молчанием и смотри на то сквозь пальцы. Любы вся покрывает... вся терпит (см.: 1 Кор. 13, 4-7). Иногда из-за нетерпе­ливого выговора образуется вражда, оттого что выговор был сделан не в духе кротости и любви, а в духе самолюбивого притязания на покорность себе другого».

 

От чего бывает раздражительность

«Если брат твой сделает что-либо во вре­мя службы неправильно или несколько нера­диво - не раздражайся ни внутренно, ни на­ружно против него, но великодушно снизойди к его погрешности, вспомни, что ты сам дела­ешь в жизни много, много погрешностей, что ты сам человек со всеми немощами, что Бог долготерпелив и многомилостив и без числа много прощает тебе и во всем нам неправ­ды наши. Припомни слова из молитвы Господней: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Эти сло­ва должны всегда напоминать нам, что мы сами во всякое время великие должники, ве­ликие грешники пред Богом, и чтобы, пом­ня это, смирялись в глубине своего сердца и не были очень строги к грешностям бра­тии, подобно нам немощных, чтобы, как мы сами себя не судим строго, так не судили бы строго и о других, ибо братия - члены наши, как бы мы сами. Раздражительность нрава происходит от непознания себя, от гордости и от того еще, что мы не рассуждаем о силь­ном повреждении своей природы и мало по­знали кроткого и смиренного Иисуса».

 

Раздражение и уныние - грех

«Когда нас укоряют в чем-либо, это не должно раздражать нас и приводить в уныние, а смирять нас, как нравственно ничтожных, и обращать к Богу с усердною молитвою, чтобы Он немощное в нас увра­чевал и оскудевающее восполнил Своею благодатию. Раздражаться особенно тогда, когда укоряют нас в действительных сла­бостях, значит прилагать болезнь к болез­ни, страсть к страсти; значит недуговать добровольно слепотою самолюбия, кото­рая не хочет видеть своих темных сторон и добровольно погибает. Унывать же со­всем безрассудно: ибо христианин при по­мощи благодати Божией, если хочет, всегда может измениться к лучшему, да для того Господь и посылает нам обличителей, что­бы они открыли нам сердечные очи, чтобы мы увидели безобразие дел своих и, видя, исправлялись, а не для того, чтобы повер­гнуть нас в уныние. Уныние - грех и дело диавола. Обличения должны производить в нас печаль по Бозе, производящу покая­ние нераскаянно во спасение (см.: 2 Кор. 7, 10), а не печаль самолюбия».

 

Истинная свобода

«Истинный христианин никогда не за­бывает, что он в этом мире пленник диавола, и воздыхает непрестанно о духовной свободе, даруемой Сыном Божиим всем ве­рующим в Него и употребляющим усилие освободиться от рабства греха».

 

Не прилепляйся к вещам

«К вещам мира сего душа прилеплять­ся никак не должна ни на минуту, ибо они не сродны ей, и вот по причине нерод­ства их с нашей душою так болезненно ощу­щает себя душа, когда прилепляется к ним».



Больше книг на Golden-Ship.ru