Іеромонахъ Iоаннъ

Слава Воскресенію

Православио-Миссіонерское Книгоиздательство г. Бѣлая  Церковь.   Королевство Югославія.

1930

Русская Типографія С. ФИЛОНОВА. НОВЫЙ САДЪ Югославія

 

11 Евангелій слышатся весь годъ, за всенощными подъ воскресенье. Это — Евангеліи о Воскресеніи. На 11 частей Церковь раздѣлила евангельское слово о томъ, что составляетъ сердце Ея жизни, дыханіе Ея устъ, начало Ея вѣры.

Глубина Воскресныхъ Евангелій неисчерпаема. И, если отъ каждаго зачерпнуть, малостью своего разумѣнія, хотя бы по одной благовонной каплѣ, — дивишься любви Божьей, теряешься въ смиреніи Божьемъ, и славословишь Бога за все.

 

 

 

С О М Н Ѣ H I Е

1-е ЕВАНГЕЛІЕ

(Матѳ. Гл. 28, ст. 16-20)

ОДИННАДЦАТЬ учениковъ идутъ, по слову Воскресшаго Учителя въ Галилею, чтобы опять Его увидѣть. Приходятъ, видятъ, поклоняются... И опять сомнѣніе прони-каетъ къ нимъ. Не всѣ, но — „нѣкоторые усомнились".

Удивительно живуче въ душѣ человѣка со-мнѣніе. Оно не считается ни съ чѣмъ, оно имѣетъ свои законы — законы раздробленной грѣхомъ, не имѣгощей непосредственнаго знанія бытія, души человѣческой. Подлинное знаніе всего —потеряно человѣкомъ, ибо потеряна цѣлость души. Грѣхъ разбилъ душу, это ясное зеркало совершенствъ Божьихъ. Познаніе Истины вѣрою есть возсозданіе

7

 

перваго всеобъемлющаго знанія. Вѣра есть воз-созданіе души человѣка и ея высшаго знанія. Но разбитая душа, привыкшая постигать все по малымъ кусочкамъ, питаться крошками, — относится бо-лѣзненно къ требованію отреченія отъ низшей жизни человѣческаго такъ наз. „разумнаго" знанія, во имя высшей жизни — вѣры Христовой. А надо — по плану Божьему — чтобъ человѣкъ отрекся отъ себя, отъ своей низшей жизни (которая въ немъ лишь какъ слѣдствіе грѣхопаденія), и принялъ бы свободно новый порядокъ міра, устанавливаемый Евангеліемъ. Фундаментъ этого новаго высшаго порядка жизни есть вѣра, которая даетъ человѣку то высшее знаніе, которое тщетно ищетъ человѣкъ своимъ ветхимъ умомъ „всегда учащимся и никогда не могущимъ дойти до познанія истины" (2 Поел, къ Тимоѳ. Гл. 3, ст. 7).

Апостолы не вѣрятъ... Апостолы сомнѣвают-ся... Послѣ всего! Сомнѣваются — уже повѣривъ всему, уже все оставивъ, уже совершивъ путь въ Галилею. — Вотъ она природа первороднаго грѣха въ душѣ человѣка, колебаніе и страданіе озленной отъ Бога человѣческой души, изгнанной изъ Рая!

Воскресныя Евангелія говорятъ не только о

8

 

великой вѣрѣ, но и о великомъ сомнѣніи человѣка. Апостольская вѣра — глубина вѣры, апостольское сомнѣніе — вершина сомнѣнія. И то и другое уже было въ человѣчествѣ предъ лицомъ Распятаго и Воскресшаго Бога. Пройдено сейчасъ и то и другое. И, какъ мала и слаба бываетъ часто наша вѣра, такъ жалко и ничтожно, уже всегда, наше сомнѣ-ніе. Апостолы въ сомнѣніяхъ сзоихъ искупили насъ отъ сомнѣній. Христосъ воскресъ, и въ будущемъ воскресеніи міра прославитъ всѣхъ, кто повѣритъ, что это не только было возможно, но что иначе и быть не могло.

Сейчасъ, видя окружающую насъ внѣшнюю жизнь міра, и слыша надъ этой жизнію Евангеліе о Воскресеніи Христовомъ, безумно и немыслимо не вѣрить Воскресенію. Что такое міръ — безъ Воскресенія Христова! Безсмысленная и жалкая паутина тупого страданія и умиранія въ холодномъ пространствѣ. Никакой бредъ человѣческаго невѣрія и сомнѣнія не имѣетъ силы привести насъ къ вѣрѣ въ пустое небо и въ мимолетную землю. Мірозданіе безъ евангельскаго смысла есть открытая бездна небытія.

Не вѣрить въ Воскресеніе Христово — невозможно. Оно есть возсозданіе всего отпавшаго,

9

 

возвращеніе блуднаго человѣчества въ Домъ Мира и радости Отца вселенной. Какое блаженство въ исповѣданіи этой вѣры, блаженство, котораго быть бы не могло, если бы вѣра эта не была утвержде-ніемъ истины.

10

 

ТРЕВОГА

2 - е ЕВАНГЕЛІЕ

(Марка, Гл. 16, ст.1 -8)

ЛЮДИ двигаются по старымъ дорогамъ въ страшную минуту Воскресенія. Но уже совершилось то великое и дивное, что должно перемѣнить ихъ путь, — не внѣшнею пе-ремѣною (ибо и послѣ Воскресенія Христова люди въ этомъ мірѣ будутъ рождаться и умирать по-старому), но внутреннею, небесною перемѣною. Всему движенію земному дается отнынѣ небесный ходъ.

Святыя Мироносицы идутъ ко Христову гробу. Выходятъ еще въ темнотѣ; чѣмъ ближе подходятъ, тѣмъ болѣе свѣтаетъ. У гроба Господня ихъ встрѣ-чаетъ солнце. Идутъ онѣ, и о чемъ же говорятъ?...

11

 

Онѣ въ заботахъ: кто отвалитъ имъ камень отъ гроба? Вѣдь онъ — тяжелый.

Конечно такъ нужно говорить, конечно такъ слѣдуетъ разсуждать, но лишь — если не во-скресъ Господь, если Господь лежитъ во гробѣ, какъ человѣкъ, и какъ человѣкъ не можетъ встать.

У гроба Христова испугались Мироносицы, такъ, что даже не могли потомъ исполнить пове-лѣніе свѣтлаго мужа — передать апостоламъ о ви-дѣнномъ. Онѣ испугались, были объяты такимъ трепетомъ потому, что Воскресеніе Христово было для нихъ не только земною, но и небесною неожиданностью. Онѣ бы очень испугались, если бы ан-гелъ отвалилъ предъ ними тяжелый камень смущавшій ихъ, и онѣ бы съ небесною помощію помазали Тѣло Іисусово. И здѣсь можно было бы удивиться. Но когда, послѣ заботы о тяжести камня, предъ ними открывается само Воскресеніе Христово, тогда онѣ, воистину, могли и должны были онѣмѣть для міра. И онѣ онѣмѣли, не могли сказать ничего — даже апостоламъ.

Такъ и мы въ мірѣ, идя праведнымъ, хорошими но только человѣческимъ путемъ, заботимся часто лишь человѣческою заботою объ успѣхахъ нашего того  или другого дѣла. Внѣшнія обстоя

12

 

тельства — кажется намъ — могутъ намъ помѣшать. Во всѣхъ, даже самыхъ добрыхъ дѣлахъ, ищемъ прежде всего человѣческихъ рукъ помощи, идя ко Христу думаемъ о камняхъ, которыми завалилъ Его міръг и ищемъ людей — отверзателей Христова Гроба.

Но Господь во гробѣ, только, чтобы дать намъ легкій подвигъ вѣры, и за этотъ подвигъ спасти насъ. Потому, уже наученные Мироносицами, мы, идя ко Христу, идя ко всякому доброму дѣлу жизни (ибо во всякомъ добромъ дѣлѣ Христосъ), не будемъ страшиться камней. Какой бы тяжести они ни были, они — призраки для насъ, если мы идемъ ко Христу. Мысль простая раскрывается здѣсь: ищущему Христа надо только о Немъ думать, не смущаясь никакими человѣческими сму-щеніями. Все что въ мірѣ мѣшаетъ намъ увѣро-вать во Христа, принадлежитъ гробницѣ Христовой. Всякое сомнѣніе во Христѣ есть человѣческое со-мнѣніе, не имѣющее части со Христомъ. Всякое доброе дѣло въ мірѣ, и истинная вѣра во Христа совершается Благодатію Духа Святаго. Отъ насъ только желаніе — простое и сердечное.

Желая укрѣпить свою вѣру, или идя на какое-нибудь жертвенное дѣло въ жизни, не будемъ унижать Благодати Божьей разными сомнѣніями и

13

 

смущеніями. Всего благого совершитель — Самъ Господь.

Всякій смущающійся въ вѣрѣ своей, и въ до-брыхъ дѣлахъ своихъ, и надѣющійся здѣсь на людей, подобенъ человѣку, тревожащемуся величиною камня надгробнаго на гробницѣ Воскресшаго Христа.

14

 

ВОЗВЫШЕНІЕ

3-е ЕВАНГЕЛІЕ

(Марка Гл.16, ст. 9-20)

ВСЯКОЕ ложное ученіе объ Истинѣ, есть змѣя, всякое возстаніе на Спасителя-Бо-гочеловѣка, есть смертоносное питье; все это жалитъ душу смертельно, отравляетъ ее и усыпляетъ на вѣчность сномъ отравы. Истина по-коитъ и живитъ сердце, ложь — мученіе сердцу и смерть подлинной жизни сердца.

Все въ мірѣ семъ падшемъ, несущемся къ своей послѣдней гибели — ополчается на жуткую чистоту Христову. Чего только ни выдумываетъ міръ, чего только ни дѣлаетъ, чтобы скрыть отъ людскихъ сердецъ свѣтъ сходящій съ неба. Не надо быть особо духовнымъ человѣкомъ, а только чест-нымъ и справедливымъ, чтобъ увидѣть нашу старую

15

 

землю, кишащую змѣями и сверкающую смертоносными источниками водъ. Нашъ глазъ приглядѣлся ко злу, мы привыкли не замѣчать опасности, да и Господь, жалѣя насъ, скрываетъ отъ насъ худшую часть дѣйствительности, чтобы мы не изнемогли, сохраняетъ насъ и покрываетъ. Но Господь не отни-маетъ отъ насъ свободу опредѣленія къ добру или ко злу, ибо въ этомъ смыслъ нашей временной жизни.

Искушенія зла ведутся въ области нашей свободы. Мы всѣ можемъ устоять, но не всѣ стремимся устоять въ истинѣ и чистотѣ. А врагъ без-плотный боретъ насъ не ежедневно, но ежеминутно. Устоять отъ зла можно только если привязать себя какъ тоненькій прутикъ къ непоколебимому стволу вѣчной истины .и высшей полнотѣ жизни, — ко Христову стволу. Довѣриться всецѣло Тому, въ чьихъ устахъ отъ вѣка не было лжи, увѣровать во Спасителя и полюбить Его больше своей жизни, поставить Его выше разсужденій своего ума, въ слу-чаѣ сомнѣній, — вотъ что будетъ значить возлюбить Бога „болѣе своей жизни". Христосъ есть Живой Богъ спасенія. милости и любви. Привязать себя къ этой любви можно только вѣрою въ то, что Христосъ есть Богъ Воплощенный, и что всѣ

16

 

слова Его — жизнь вѣчная для тѣхъ, кто испол-няетъ ихъ. И вотъ на это привязываніе, которое ждетъ Богъ отъ каждаго изъ насъ, и ополчается со всею своею злобою и неистовствомъ, обреченный темный хозяинъ этого міра, конвульсирующій сатана.

Предтечи лжехриста, пользуясь для своей цѣли трудностію борьбы въ мірѣ противъ похотей міра, кричатъо „нежизненности" Христова ученія. „Тре-бованіями природы" называются требованія грѣха. Тысячами и милліонами люди отдаютъ безъ сопро-тивленія свои сердца развязному и безстыдному грѣху, начиная свое паденіе чрезъ укусъ сердца невѣріемъ въ будущее праведное воздаяніе.

Невѣрующее сердце слабо и неосновательно предъ грѣхомъ. Вотъ отчего вихри мірового зла развѣиваютъ вѣру въ мірѣ.

Но какъ бы и кѣмъ бы ни развѣивалась въ мірѣ вѣра въ будущій міръ Христовъ, — всякій, призвавшій имя Господне, спасется. Такъ бу-детъ при концѣ земли, такъ есть и сейчасъ. Всякій нелицемѣрно призвавшій Христа — спасется вѣрою своей, ибо вездѣ Господь, какъ и святое Его Имя.

Всякій призвавшій, повѣрившій, потекшій умирающею душою къ чистому источнику Христову,

17

 

получаетъ отъ Бога власть брать змѣй и давить ихъ, выпивать смертоносное и пребывать здоро-вымъ. Къ тому, кто хранитъ себя, сатана не прикасается сліертельнымъ своимъ дыханіемъ, — бу-шуетъ вокругъ, заходитъ въ самую грудь, сжи-маетъ сердце, — но не смѣетъ, не можетъ войти во святое сердце человѣческое, и человѣкъ спасается своею попаляющею сатану вѣрою. Вѣрующій просвѣщенный умъ, какъ огонь, сжигаетъ всѣ ухищ-ренія зла. Благодать Духа, открывающая ему высшія познанія, сіяетъ въ немъ, преображая весь его составъ.

Истинная вѣра не слѣпа, она не отмахивается отъ искусительныхъ вопросовъ и шопотовъ, она прямо смотритъ въ глаза всякому злу, видитъ его насквозь и обличаете Отъ этого у истинно вѣрую-щихъ людей небесное спокойствіе въ сердцѣ, блаженная и непоколебимая тишина въ душѣ. Потому что поднялись они надъ ползающими во прахѣ змѣями и протекающими въ этомъ прахѣ источниками мертвой воды. Нѣтъ уже мертвыхъ водъ для того, кто предвкусилъ радость Воскресенія.

18

 

ВѢРНОСТЬ

4-е ЕВАНГЕЛІЕ

 (Лук. Гл.24, ст. 1-12)

НЕ апостолы проповѣдуютъ вселенной, но женщины проповѣдуютъ апостоламъ! Господь не лицепріятенъ, — не названіе человѣка, но вѣрность его вводить въ Царствіе Божіе. Окаменѣли отъ горя, сердцами своими, апостолы, когда легло тѣло Іисусово въ гробницу Іо-сифа Аримаѳейскаго. Оставалось непринятымъ слово, которое говорилъ имъ Учитель „Еще въ Галилеѣ".

Убоялись апостолы всего происшедшаго. Не знали какъ быть, что дѣлать имъ... словно забыли, что за іерусалимскою стѣною есть мѣсто, называемое Голгоѳа, а рядомъ садъ, а въ саду пещерка гробовая, гдѣ лежитъ ихъ Учитель.

19

 

Днемъ, можетъ быть, они бы пошли ко гробу... одно лишь извѣстно міру: они не ждали полуночи, окончанія субботняго покоя, и когда окончился покой, они не потянулись съ сосудами благовоній за Іерусалимскія ворота, противоположный горѣ Еле-онской.

За нихъ это исполнили жены-мироносицы. За нихъ же онѣ получили первую для міра вѣсть о Воскресшемъ Христѣ. Не за достоинство служенія даетъ Господь любовь Свою, но за достоинство любви.

И это, только въ Ветхомъ Завѣтѣ, одинъ пер-восвященникъ, и одинъ лишь разъ въ году, могъ входить во Святое Святыхъ. Въ Новомъ Завѣтѣ -всѣмъ, всякому, всегда, повсюду открыто самое великое Святое Святыхъ — Христосъ. Входъ къ Богу не въ достоинствѣ званія, а въ достоинствѣ сердца. Сердце: ворота къ Богу.—Какъ вразумляю-ще Господь показываетъ это: разбойникъ первымъ входитъ въ рай, смиренный женщины первыми бла-говѣствуютъ Евангеліе, благовѣствуютъ самимъ благовѣствователямъ.

Царствіе Божіе — для вѣрныхъ, и высшими въ немъ будутъ не высшіе по землѣ, но высшіе по небу. Внутри насъ — Царствіе Божіе. Радость

20

 

Воскресенія сопровождается многими радостями для христіанъ. И первая радость изъ радостей, сопро-вождающихъ Воскресеніе, есть радость всемірнаго Божьяго указанія на то, что всѣ люди зовутся въ Царствіе Божіе, что всѣ люди — равные образы Божіи, и что каждый человѣкъ можетъ быть са-мымъ вѣрнымъ Христу.

21

 

ТАИНСТВО

5-е ЕВАНГЕЛІЕ

(Лук. Гл.24, ст. 12-35)

УМЕРЪ Тотъ, Кто воскрешалъ мертвыхъ. Сомнѣній уже не было. Сомнѣнія были до самаго послѣдняго мгновенія. Но когда Іосифъ Аримаѳейскій снялъ со креста бездыханное тѣло Господина, и окутали его погребальными пеленами, тогда самая послѣдняя надежда кончилась. Уже пришли воины тогда, и стали стеречь запечатанный гробъ. Апостолы отошли и съютились въ разоренномъ гнѣздѣ, домѣ сыновей Заведеевыхъ, куда перешла жить Божья Матерь. Безпомощные, духовно теперь полуживые ученики, вѣрующіе и постыженные въ своей вѣрѣ, уповающее и обманувшееся, кроткіе, хотя и горячіе, чистые, святые люди, — рыбаки, оставившіе море, и не

22

 

нашедшіе землю, — уже не ученики, и еще не апостолы, они не знали, что дѣлать. Какимъ оскор-бленіямъ они подвергались — конечно — на ули-цахъ: ихъ Учителю только сейчасъ у Креста кро-ваваго говорили люди: „Если ты царь израилевъ,— сойди со креста"... И теперь имъ выходить нельзя было никуда. — Царь не сошелъ.

Оставаться въ Іерусалимѣ стало невозмож-нымъ. Овцы Стада стали разсѣиваться. Клеопа и евангелистъ Лука, апостолы отъ семидесяти, вышли изъ Іерусалима... Когда они шли, Кто-то поров-нялся съ ними, и молча пошелъ. Потомъ сталъ говорить, и отъ голоса Его, отчего то стали загораться сердца путниковъ. Говорили о волновав-шихъ городъ событіяхъ въ Іерусалимѣ, перешли на пророчества, гдѣ открылось много новаго. Былъ уже вечеръ, когда вошли въ Эммаусъ. Незнакомый Странникъ хотѣлъ итти дальше, но путники предложили Ему остаться съ ними, заночевать въ се-леніи. Незнакомецъ остался. Онъ возлегъ съ путниками-апостолами за трапезу, взялъ хлѣбъ, бла-гословилъ его, преломилъ и подалъ имъ... И,вдругъ, они увидѣли предъ собою Христа, Господа своего, мертвое Тѣло Котораго было положено въ гробъ Іосифомъ. Они — напрягли зрѣніе, и увидѣли, что

23

 

никого уже съ ними нѣтъ. Вставши „въ тотъ же часъ", говоритъ евангелистъ-очевидецъ, они возвратились въ Іерусалимъ.

Мы вправѣ были бы праздновать этотъ, уже не Господень, а Апостоловъ „входъ въ Іерусалимъ". Предъ ними никто не бѣжалъ, дѣти не рѣзали вѣтвей и не постилали одеждъ подъ ноги ихъ, они шли такими же, какъ всѣ люди, незамѣтными, пыльными, но въ душѣ у нихъ было дивное торжество. Пелена съ глазъ была снята, всѣ пророчества были поняты по новому, — они, потеряв-шіе царя земли, нашли Царя Неба. Уже по особенному услышали апостолы снова встрѣтившія ихъ насмѣшки іерусалимлянъ... Не малодушіемъ, а ве-ликодушіемъ встрѣтили они теперь враговъ Рас-пятаго. Поистинѣ, у нихъ перемѣнилась душа: была малая, стала великая. Все сдѣлалось просто, ясно и очевидно. Кромѣ сознанія ясности и простоты происшедшая, въ апостолахъ горѣло уже теперь высокимъ пламенемъ, блаженство прикосновенія къ Воскресшему Сыну Божію.

Гдѣ же мигъ этотъ, измѣнившій апостоловъ?... Гдѣ черта Ветхаго и Новаго Завѣта, въ жизняхъ Луки и Клеопы?

Весь этотъ мигъ: въ Таинствѣ Святого

24

 

Хлѣба, въ Причащеніи, въ Евхаристіи. Пргдъ избранными, среди апостоловъ, апостолами Лукой и Клеопой, Христосъ — Самъ совершилъ Свое Таинство, преложивъ Свое Тѣло въ благословенный хлѣбъ, пресуществивъ хлѣбъ въ Свое Тѣло. Онъ, Хлѣбъ Небесный, иіелъ съ ними, какъ бы изъ Іе-русалима, вошелъ въ домъ, который съ этого мгно-венія сталъ жилищемъ Божьимъ, Соломоновымъ Храмомъ еврейская народа! Они, въ вѣрѣ своей, не въ маломъ еврейскомъ домѣ съ плоской крышей, — они въ святѣйшемъ и чудномъ Храмѣ Го-споднемъ. Самъ Господь протянулъ имъ благословенный хлѣбъ, и трижды благословенный Его Ликъ растаялъ. Господь весь перешелъ въ хлѣбъ, который Онъ передалъ ученикамъ. Вкусивъхлѣба, они исполнились Богомъ. Потерявъ Учителя во внѣшнихъ чувствахъ, они обрѣли Его во внутреннемъ стояніи души.

Чудны дѣла Христовы. Языкъ безпомощенъ выражать мудрость открытую Богомъ. Мы, люди, развѣ мы могли бы лучше видѣть Бога, болѣе сыновне соединяться съ Нимъ, чѣмъ въ Таинствѣ Св. Евхаристіи!?. Мы, люди грубые, земляные, пло-тяные, „душевные", — какое же общеніе свѣту со тьмой? Мы тьма, Богъ — Свѣтъ. Развѣ тьма мо

25

 

жетъ познать свѣтъ? Вѣдь какъ только тьма на-чнетъ познавать свѣтъ, она начнетъ умирать, исчезать предъ свѣтомъ. Между нашимъ теперешнимъ человѣческимъ сознаніемъ и между Неизреченнымъ Божьимъ Свѣтомъ высшей, неземной жизни, не можетъ существовать никакихъ отношеній, ибо близъ Бога, мы чернѣе самаго чернаго цвѣта. Но Творецъ не уничтожилъ землю нашу, послѣ ея свободнаго грѣхопаденія. Онъ не уничтожаетъ и насъ, хотящихъ стоять въ Его домѣ. Онъ хочетъ, чтобы мы познали безсмертіе въ Немъ, нашемъ Отцѣ. Кровь Отца — Сыновняя Кровь должна войти въ насъ. Милость Господня излита на насъ въ Таинствѣ Св. Евхаристіи! Принимая видъ хлѣба и вина, мы принимаемъ истинное Тѣло и истинную Кровь Бога, ставшая Человѣкомъ, не переставая быть Вездѣсущимъ Богомъ-Творцомъ. Сотворена новая кровь для человѣка, и ее мы принимаемъ въ себя, какъ залогъ новая, уже нетлѣннаго міра. Истинное и непостижимое касаніе Божества и че-ловѣчества.

Какъ бы мы ни подошли къ Чашѣ, мы принимаемъ Жизнь Бога. Подошли съ вѣрой, или подошли безъ вѣры, — все равно: мы принимаемъ Жизнь Бога, Христа Господа. Безъ вѣры — во осужденіе, съ

26

 

вѣрою — во спасеніе. Предъ церковными Царскими Вратами мы вкушаемъ безсмертіе, какъ хлѣбъ.

Вкушеніе Господа есть вкушеніе ослѣпитель-наго сіянія правды и чистоты. Какъ блаженны мы, что не отнято отъ насъ это, что, сколь хотимъ, можемъ мы пріобщаться Свѣту. Только Имъ мы уврачевываемъ наше человѣческое естество. Тьма врачуется не отъ самой себя, но отъ входящая въ нее свѣта. Сами мы не можемъ соединиться съ Богомъ. Но Богу все возможно. Богъ соединяетъ насъ съ Собою въ Таинствѣ Евхаристіи. Пока мы живемъ на землѣ, намъ надо пользоваться жизнію. Пользоваться жизнію, — это значитъ часто приступать къ Причащенію животворящихъ Таинъ.

Ученики Христовы, вошедшіе со Христомъ въ эммаусскій домъ, приняли Христа въ себя. Они были чисты, и, сердцемъ своимъ — вѣрны. Отъ этого такъ горѣло ихъ сердце при встрѣчѣ съ Богомъ. Господь пережегъ ихъ Своимъ прикосновеніемъ. Перерожденные, они пошли въ жизнь, въ смятенный городъ Іерусалимъ. И для всего міра вынесли изъ маленькая эммаусскаго домика, свидѣтельство страшнаго соединенія Бога съ человѣкомъ, чрезъ живого навѣки Богочеловѣка.

27

 

РАДОСТЬ

6-е ЕВАНГЕЛІЕ

(Лук. Гл. 24, ст. 36-53)

ПЯТОЕ Евангеліе обрывается на возвращении апостоловъ Луки и Клеопы въ Іерусалимъ, послѣ эммаусской встрѣчи. Встрѣча эта, этотъ сжигающій сердце Спутшікъ, это преломленіе хлѣба, это раскрытіе значенія Пи-саній, узрѣніе Господа, все — мгновенно — стало предметомъ напряженныхъ разговоровъ апостольской общины. Евангеліе передаетъ кратко: „говорили о семъ". Когда говорили, „Іисусъ сталъ посреди ихъ". Никакого искусственнаго подъема въ евангельскомъ стилѣ; не сказано: „вдругъ", а просто: „Іисусъ сталъ посреди ихъ, и сказалъ: „миръ вамъ". Они смутились и испугались, думая, что видятъ духа, но Онъ, Воскресшій опять сказалъ имъ: „что

28

 

смущаетесь и для чего такія мысли входятъ въ ваши сердца". И велѣлъ имъ посмотрѣть на Него, и осязать, убѣдиться въ плоти и костяхъ. Всѣ въ эту минуту были Ѳомами невѣрными.

Удивительное открывается невѣріе апостоловъ: они не вѣрили — „отъ радости". Это невѣріе свя-тыхъ, райское невѣріе! Обычно человѣкъ не вѣ-руетъ, или плохо вѣруетъ, отъ того, что жизнь идетъ не по заповѣдямъ н нѣту въ жизни чистоты. Апостолы не вѣрятъ — „отъ радости"... Поистинѣ была радость. Можно было не вѣрить.

Но — было поздно не вѣрить. Не вспомнилось, а тутъ уже было въ каждомъ человѣкѣ, и на ка-ждомъ предметѣ то „Царствіе Божіе, пришедшее въ силѣ", которое было обѣщано и для земли. Душа великой радостію трепетала, а тѣло... тѣлу надо было помочь. И, сразу же, Христосъ загово-рилъ своимъ человѣческимъ друзьямъ о тѣлѣ и для тѣла. Онъ попросилъ себѣ пищи, и апостолы исполнили волю Божью, подали Христу кусокъ печеной рыбы и сотоваго меду. И Господь съѣлъ это предъ учениками. Еще разъ Пречистое Тѣло Его показывало міру неложность своего истинная че-ловѣчества. До Воскресенія Господь долженъ былъ открывать тайну Своего Божества. Послѣ Воскре

29

 

сенія люди стали нуждаться въ раскрытіи тайны Христова человѣчества. Предъ Воскресеньемъ — гора Ѳаворъ, и свѣтъ славнаго Преображенія. По-слѣ Воскресенія — свѣжія раны на ладоняхъ, медъ и кусокъ печеной рыбы.

30

 

ВѢРА

7-е ЕВАНГЕЛІЕ

(Іоан. Гл. 20, ст. 1-10)

УЧЕНИКИ отказываются вѣрить въ Во-скресеніе, когда слышатъ и видятъ оче-видцевъ его, когда Мироносицы уже вѣ-руютъ. Апостольское невѣріе есть отсутствіе легковѣрія. Легко и быстро увѣровать можно было въ слова Маріи Магдалины, что Господа унесли изъ гроба, и неизвѣстно куда положили. Достаточно было для этого взглянуть на внутренность пустого гроба, и на погребальный пелены въ немъ лежащія. Но въ Воскресеніе увѣровать нельзя такъ легко. Легкость въ вѣрѣ есть легковѣріе, — его не могло быть тамъ, гдѣ рѣчь шла о спасенія всего міра.

31

 

Среди людей современныхъ есть не мало честно-сомнѣвающихся въ основныхъ истинахъ нашей вѣры, т. е. сомнѣвающихся не по легкомыслію, но изъ того глубокая убѣжденія, что если истины нашей вѣры истинны, то тогда вся жизнь ихъ должна итти по-иному, чѣмъ шла до сихъ поръ, ибо открылась тайна вѣчной жизни. Такіе сомнѣ-вающіеся люди конечно ближе къ Богу, чѣмъ многіе изъ „вѣрующихъ", которые не разсуждая вѣруютъ во всѣ христіанскія истины, но вѣра которыхъ ни-чѣмъ не проявляется въ жизни. Вѣдь быть легко-вѣрнымъ можно не только по отношенію ко вся-кимъ вздорнымъ слухамъ, но и по отношенію къ святымъ истинамъ. Не легковѣренъ тотъ, который — пусть чрезъ самое глубокое сомнѣніе, но самъ, своимъ личнымъ опытомъ духовнымъ дошелъ до сознанія вѣры не только провозглашающей, но и обязывающей, вѣры радости и жизни. Такой че-ловѣкъ будетъ твердъ навѣки, не отступить отъ исповѣданія своего, и сознательно не растопчетъ его въ своей жизни своими грѣхами. А легковѣр-ный, сразу могущій принять, сразу же отходить отъ вѣры. По виду онъ, какъ будто, ни въ чемъ не сомнѣвается, но это оттого, что онъ ничего не знаетъ, и ни о чемъ не думаетъ.

32

 

Первое благовѣстіе міру о Воскресшемъ совершается Мироносицами не по слабости апостоловъ, а изъ-за ихъ внутренней силы, и нзъ-за значительности самого событія.' Апостоламъ нужна подготовка. Какъ иногда людямъ особенно горячо любящимъ какого-нибудь умершаго человѣка, не говорятъ сразу о его смерти, а подготовляютъ ихъ, такъ и апостоловъ Промыселъ Божій подготовилъ къ встрѣчѣ, не съ Умершимъ, но — что несравненно — съ Воскресшимъ Господомъ. Отчаяніе смерти не могло сразу перейти въ безмѣрную радость Воскресенія. Было бы невозможно выдержать такой переходъ. И Господь, спасая учениковъ отъ необходимости пережить такой переходъ, призы-ваетъ Мироносицъ и возлагаетъ на ихъ женственное болѣе непосредственное естество бремя первой встрѣчи міра съ прославленнымъ на землѣ Богомъ. Всѣ явленія Господа женщинамъ, — подготовка апостоловъ. Кромѣ внутренно раскрытая еван-гельско-психологическаго смысла, здѣсь само евангельское повѣствованіе передаетъ, что Воскресшій Господь, Самъ, и чрезъ ангеловъ, повелѣваетъ Мироносицамъ только одно: пойти къ апостоламъ и сказать о случившемся (у Матѳея и ангелы, и потомъ Самъ Господь велятъ Мироносицамъ итти

33

 

къ апостоламъ; у Марка ангелы говорятъ, чтобъ жены шли къ апостоламъ; у Луки онѣ сами сейчасъ же идутъ къ апостоламъ; у Іоанна Господь Самъ велитъ Маріи итти къ апостоламъ).

Увѣровать въ Воскресение Христово такъ, какъ увѣровали апостолы, — это великое дѣло, отъ котораго начинается вѣра всего міра. Развѣ удивительно поэтому, что Господь проявляетъ столько заботливости и даже внѣшне выраженной любви къ Своимъ ученикамъ. Какъ смяг-чаетъ Господь силу Своего страшная Воскресе-нія! — „Идите, скажите, что случилось, что должно было случиться", „Идите, скажите, чтобъ шли въ Галилею", „Идите, скажите имъ, что Я живъ..." И апостолы окружаются, наполняются, окутываются вѣстями о Воскресшемъ. И только, когда они наполнены уже ожиданіемъ страшныхъ откровений, Господь Самъ приходитъ къ нимъ, — уже не для явленій, а для неотложной бесѣды о спасеніи міра.

34

 

УЗРѢНІЕ

8-е ЕВАНГЕЛIE

(Іоан.Гл. 20, 11-18)

УНЕСЛИ Господа моего и не знаю, гдѣ положили Его", говорить, плача, Марія Магдалина, и, повернувшись, видитъ Іисуса стоящая, но не узнаетъ. „Женщина, что ты плачешь, кого ищешь?" — Она, думая, что это садовникъ, говорить Ему: „Господинъ, если ты вы-несъ Его, скажи мнѣ, гдѣ положилъ Его, и я возьму Его". — „Марія"... — говорить ей Іисусъ.

„Марія"... сказалъ Господь, и, по одному слову, Марія узнала Его. Трудно было человѣку узнавать Христа, послѣ воскресенія Его въ новой преображенной плоти. Вспомнимъ безплодную апостольскую ночную ловлю рыбы, когда на разсвѣтѣ обозначился на берегу человѣкъ, и сталъ разговари

35

 

вать съ апостольской лодкой, спрашивать о пищѣ, и какъ апостолы не узнали Господа. И только, когда вытащили чудесно закинутую, по слову незнакомца, сѣть, уловившую множество рыбъ, тогда только молодой тайнозритель, орлино-зоркій Іоаннъ сказалъ Петру: „Это Господь". Какъ трудно было узнать Господа! А когда шли Лука съ Клеопою въ Эмма-усъ и Господь, поровнявшись, пошелъ съ ними, до самаго Эммауса, говоря съ ними о пророчествахъ, и они, апостолы, не узнали Господа, и нужно было евхаристическое преломленіе Хлѣба, чтобы узнать Бога, ставшая человѣкомъ, и воскресившая че-ловѣческое естество. Трудно было вглядываться въ преображенное, воскресшее и уже возносящееся тѣло Христово, — старыми, грѣховными глазами. Слишкомъ велика тайна.

Но Господь долженъ былъ быть осязанъ мі-ромъ, послѣ Воскресенія Своего. Онъ возьметъ руку всего міра, въ рукѣ Ѳомы, и вложитъ ее въ Свое истинное человѣческое тѣло, истерзанное людьми. Господь долженъ быть открыть человѣку и послѣ Своего Воскресенія.

Кому же Господь открылся первому? — Маріи Магдалинѣ, той бѣсноватой женщинѣ-іудеянкѣ; которую Онъ исцѣлилъ навѣки. Она  искала Его

36

 

Она не только искала, она плакала, не находя Его. Многіе ли въ мірѣ плачутъ по Христу?... Когда Марія, движимая безсознательнымъ ощущеніемъ Христа, обернулась, и, увидѣвъ садовника, спросила его о своемъ горѣ, что сказалъ незнакомецъ Марш? — Онъ сказалъ ей въ отвѣтъ только одно: „Марія"... Этого слова было достаточно, чтобъ совершилось чудо узрѣнія Господа. Это слово возымѣло такую же силу, какъ то эммаусское преломленіе х.іѣба. Оно даже явилось чѣмъ то большимъ, ибо Господь не растаялъ, но узнанный пребылъ, и далъ повелѣніе благовѣстія.

Откуда такая сила слова этого? Почему близ-кіе ученики, послѣ длинная разговора не узнаютъ Учителя, а Марія узнаетъ послѣ одного слова? Вдумаемся въ это простое слово, съ которымъ Обратился Воскресший на землѣ Богъ къ первому встрѣтившему Его человѣку. Просто слово, но оно входить въ самую глубину духа человѣческаго, оно называетъ человѣка. Это слово самое близкое, самое дорогое человѣку и самое чудесное для него. Оно есть имя человѣка, именованіе че-лбвѣческаго богоподобная лица. Имя наше есть выраженіе нашей сути. Оно есть самое существо каждая изъ насъ. О, какъ мы цѣнимъ, даже среди

37

 

себѣ подобныхъ, обращеніе къ душѣ нашей, къ тому самому главному, что есть въ насъ. Какъ радуемся мы душою, когда кто нибудь обратится къ нашей живой душѣ. Какъ цѣнна намъ бываетъ простота именованія дружескаго. Мы особенно остро чувствуемъ того, кто обращается къ нашей душѣ, къ нашему тайному міру.

Сколь совершеннѣе, сколь святѣе и сколь огненнѣе обратился Самъ Творецъ къ творенію, Самъ Господь къ существу человѣческому Магдалины, сказавъ ей одно только краткое слово: „Марія". Какъ будто, въ этотъ мигъ, вся земля воплотилась въ этой равноапостольной женщинѣ, на долю которой выпала первая встрѣча съ про-славленнымъ на землѣ Богомъ. И вся земля услышала слово, обращенное къ послѣдней глубинѣ ея сердца. Слово изошло изъ Устъ Господнихъ, и человѣкъ почувствовалъ, что слово сказано ему,— его неповторимому имени. И Марія сразу узнала Назвавшая ее.

Въ названіи: „женщина", Марія не узнала Господа. Вторично Господь обратился къ ней уже не какъ къ женщинѣ, случайно оказавшейся здѣсь, но какъ къ человѣку — Маріи Магдалинѣ, другой которой не было и не будетъ. И эта раскрывшаяся

38

 

тайна общенія любви живого Бога съ живымъ человѣкомъ открыла Маріи глаза, и она увидѣла предъ собою Христа.

Вѣруя въ живого Бога, мы вѣруемъ въ живого человѣка, драгоцѣннаго, живого, лична-го, неповторимая, — душа котораго дороже всего міра.

39

 

ВХОДЪ

9-е ЕВАНГЕЛІЕ

(Іоан.Гл. 20, ст. 19-31)

ЧТО означаютъ эти затворенный двери, о которыхъ говорить повѣствователь со-бытія? Въ евангельскихъ событіяхъ нѣтъ ни единой строки, которая бы была написана безъ необходимости. Въ воскресенье, „въ поздній часъ" — новая подробность: часъ былъ поздній — пришелъ Іисусъ къ ученикамъ чрезъ затворенныя двери.

Двери апостольской горницы были заперты, и мы знаемъ — отчего. Ученики Христовы переживали страшные часы внутренней и внѣшней покинутости. Они, три года тому назадъ оставили міръ, отъ всего отреклись ради Іисуса, а Іисусъ ихъ оставилъ. За казнію Учителя назрѣвали въ

40

 

городѣ казни Его послѣдователей. Страхъ за жизнь усиливался еще и тѣмъ, что Петръ и Іоаннъ были утромъ у гроба и нашли его пустымъ. Не украли ли іудеи тѣло Іисусово? Но въ комнатѣ, здѣсь же, были Марія Магдалина, Марія іаковлева, и другія женщины — свидѣтельницы необычайная, говоря-щія о встрѣчѣ съ Господомъ, блистающимъ, бѣ-лымъ, о бѣлыхъ мужахъ, сидящихъ при гробѣ. Извѣстія женщинъ были слишкомъ необычайны, чтобы изъ за нихъ можно было забыть жизненную опасность: не украли ли іудеи тѣло Учителя, чтобъ обвинить учениковъ, чтобъ такъ же уничтожить ихъ, какъ и Учителя?... Прежде всего, двери со-бранія надо было держать на запорѣ.

И вотъ, сквозь эту запертую дверь къ нимъ вошелъ Христосъ. Какъ удивительно внѣшнія со-бытія Евангелія согласуются съ внутренними со-бытіями души человѣческой, находящейся около Христа.

Подумаемъ: вѣдь если бы двери душъ учениковъ Христовыхъ были раскрыты для Христа, развѣ могли бы ученики запереть двери своей горницы? Они бы презрѣли все, опасность отъ фанатиче-скихъ іудеевъ, опасность отъ властей, они бы, при первомъ малом ь звукѣ о Воскресшемъ Христѣ,

41

 

широко бы распахнули двери своего собранія, и стали бы у порога съ радостнымъ страхомъ и трепетнымъ ожиданіемъ.

Но ученики Христовы заперли свои двери. Во-первыхъ, двери своихъ еще не просвѣщенныхъ благодатію душъ, во-вторыхъ, — двери своего со-бранія. Они закрыли двери и заперли себя. Зеперли себя, какь бы, — оть благодати. Оставили только внутри себя часть своей свободы: свободы вѣрить, какъ и свободы сомнѣваться.

Но... — дверями затворенными — пришелъ Іисусъ, и сталъ посреди нихъ и сказалъ имъ: „миръ вамъ"... И второй разъ сказалъ: „миръ вамъ"... „Какъ послалъ Меня Отецъ, такъ и Я посылаю васъ". „Примите Духа Святого"... И-далъ власть отпускать грѣхи міра.

Слабы, немощны были ученики, чтобъ открыть двери Воскресшему Господу ихъ и Спасителю. Но „Богъ — любовь есть". Богъ вошелъ къ нимъ и затворенными дверями. Онъ вошелъ къ нимъ и сказалъ, конечно, то же, что сказалъ бы Онъ, если бы двери были открыты, и вѣра ихъ была бы сильнѣе. Два раза Онъ бѣднымъ, немощнымъ дѣ-тямъ своимъ далъ миръ. И послалъ ихъ, сейчасъ же, покорять весь міръ, немирный, бушугощій, за

42

 

хваченный зломъ міръ. „Примите Духа Святая"... И далъ имъ власть безмерную: прощать, и не прощать грѣхи.

Высота неизъяснимаго влеченія Божія къ любимой твари, къ немощной твари, слабой, нищей. Поистинѣ, Богъ есть Отецъ. Самый любящій, самый блаженный Отецъ. Все дѣлаетъ Богъ человѣку и за человѣка. Придите, окаменѣнныя сердца.

Черезъ всѣ двери проходить Господь, которыми мы запираемъ отъ него свою душу. Во плоти Воскресшій, какъ человѣкъ, входить Богъ въ каждая изъ насъ, и говорить каждому: „миръ да будетъ съ тобою". Не глазамъ, но душѣ нашей, Онъ показываетъ Свои — во искупленіе грѣховъ человѣческихъ —прободенныя руки и ноги, и говорить еще нашей сомнѣвающейся душѣ: „блаженны не видящіе, но вѣрующіе".

И здѣсь уже — наша воля: принять или не принять Бога.

43

 

ПОСЛУШАНІЕ

10-е ЕВАНГЕЛІЕ

 (Іоан. Гл. 21, ст. 1-14)

ЛЮДИ, какъ рыбаки трудятся, ищутъ се-бѣ питанія въ колеблющихся стихіяхъ. Вокругъ — ночь. Тщетная работа, на-прасныя усилія, нѣтъ плода жизни. Но вотъ раз-свѣтъ и показывается на твердой землѣ очертаніе Спасителя. Еще иначе можно сказать: очертанія Спасителя вызываютъ разсвѣтъ. Пришедшій на помощь людямъ, Христосъ первый заговариваетъ съ міромъ: есть ли, міръ, у тебя пища?—Нѣтъ, отвѣчаютъ люди, всю ночь исторіи мы трудились и ничего не поймали. Истины нѣтъ у насъ. И люди даже не подозрѣва-ютъ, что они отвѣчаютъ Воплощенному Богу на смыслъ Его лришествія. И, послѣ того, какъ міръ исповѣдалъ безплодность своей жизни, Христосъ, все оттуда же, изъ Своего далекая очертанія, говорить: закиньте сѣть по правую сторону вашей

44

 

лодки, вашихъ цѣнностей человЬческихъ. По правую, по сторону правды. Закинули люди, и уже не могутъ вытащить сѣти отъ множества рыбъ. Только немного послушался міръ велѣнія Христова, и сейчасъ же стала наполняться земля плодами Духа Святаго, святостію великою, которую трудно и выносить міру. Ночь безплодныхъ человѣческихъ усилий на морѣ жизни, и — одна минута повиновенія Христу, минута благодати Христовой, исполненная чудныхъ плодовъ! „Безъ Меня не можете творить ничего". Вѣрные люди сейчасъ же узнаютъ Христа. По плодамъ узнается Даятель. „Это Господь" — говорить Іоаннъ Петру, и Петръ бросается въ море, оставляетъ всѣхъ и все, чтобы только минуту лишнюю провести со Христомъ. Петръ поступаетъ какъ Марія, сестра Лазаря, оставивъ все, устремляется насладиться сладчайшимъ зрѣніемъ Христа... Христосъ намъ не заповѣдуетъ — всѣмъ — оставлять все, при видѣ Его. Мы можемъ, вмѣстѣ съ другими учениками, приплыть ко Христу въ лодкѣ, таща за собою сѣть съ нашимъ уловомъ. И это будетъ достойно ученичества Христова. — Дѣлать доброе дѣло жизни, силою Христовою, и итти ко Христу, плыть, влача сѣть трудовъ своихъ на берегъ пристани вѣчной, сіяющій намъ недалеко.

45

 

ЛЮБОВЬ

11 - е ЕВАНГЕЛІЕ

(Іоан. Гл. 21, ст. 15-25)

НА берегу былъ разложенъ огонь, на ко-торомъ лежала рыба. Христосъ говорить: пойдите, принесите пойманное сейчасъ. Вытянули сѣть, стали считать, оказалось 153 рыбы. Христосъ говорить: „приходите, обѣдайте"... Никто не смѣлъ спросить у Христа: „кто ты". Съ великимъ трепетомъ чувствовалъ каждый, что это — Господь. Руки не поворачивались взять пищу. Христосъ поднялся и Самъ роздалъ.

Здѣсь начинается одиннадцатое — послѣднее — Воскресное Евангеліе. Воскресшій Христосъ обѣ-даетъ съ учениками, раннимъ утромъ на берегу моря Тиверіадскаго. У Христа уже особое тѣло:

46

 

близкіе ученики узнаютъ Его не столь глазами, сколь чувствомъ сердца, ибо человѣческое тѣло Христа уже прославлено. Христосъ сидитъ у костра съ учениками. Во всемъ мірѣ — все какъ прежде. Никто не знаетъ, что Творецъ вселенной, какъ человѣкъ, сидитъ на берегу одного небольшого глухого моря. Конечно была тишина, тогда на этомъ берегу, ибо всѣ вѣтра должны были остановиться.

„Симонъ іонинъ, любишь ли ты Меня, больше нежели они?" — „Паси агнцевъ Моихъ". „Симонъ Іонинъ, любишь ли ты Меня?..." — „Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя". Господь возстанавливаетъ Петра. Вѣдь Петръ отрекся отъ Него, три раза, и долженъ быть возстаиовленъ такъ же три раза. „Симонъ Іонинъ, любишь ли ты Меня?"... Какая безмѣрносіь любви,—ни тѣни упрека, ни волоска горечи, — ничего, кромѣ любви. Петръ ужасное преступленіе совершилъ — отрекся огъ любимая близкаго Господа, при Немъ же, когда уничиженъ Онъ былъ, и, вдругъ: „любишь ли ты Меня, больше нежели они?"...болѣе нежели тѣ, которые не отрекались. „Паси овецъ Моихъ", три раза говорю тебѣ, отнынѣ уничтожаются три твоихъ раза. Вѣдь ты плакалъ Петръ, слезы твои подвели тебя ко Мнѣ, Я возстанавливаю твое апо

47

 

стольство... И сказалъ еще слова, давая разумѣть, какою смертію Петръ прославитъ Бога.

Тиверіадское море. Оябымъ зрѣніемъ узнаваемый, вочеловѣчившійся, пострадавшій Творецъ вселенной, въ образѣ человѣка. Бѣдные галилейскіе рыбаки, съ трудомъ поймавшіе 153 рыбы, и не знающіе, еще, что имъ назначено уловить болѣе, можетъ быть, 153 милліардовъ людей, для введенія въ чертоги Бога...

Великая значенія полно каждое слово, каждая фраза Христа. И явный и скрытый смыслъ въ нихъ великъ. Потому что всѣ слова и всѣ событія Еван-гелія относятся и къ личной судьбѣ каждая че-ловѣка. Если не всѣмъ изъ насъ Христосъ говоритъ: „Паси агнцевъ Моихъ", то къ каждому изъ насъ обращается-Христосъ: „Любишь ли ты Меня?" И что можемъ отвѣтить мы, знающіе, что любовь къ Богу не отдѣлима отъ любви къ Его заповѣдямъ. Что отвѣтимъ мы Христу, на послѣднемъ Его Судѣ, когда лицомъ къ Лицу узримъ Бога, и Онъ спро-ситъ каждаго, какъ спросилъ Петра на тиверіад-скомъ берегу: „Любишь ли ты Меня?" — Мы всѣ сможемъ отвѣтить: „Господи, Ты все знаешь"... но каждый ли изъ насъ докончитъ: „Ты знаешь, что я люблю Тебя".

48

 

 

 

ИЗЪ ЦЕРКОВНАГО ОБРАЩЕНІЯ КЪ РУССКОМУ

ЗАРУБЕЖЬЮ

Въ минуту величайшихъ гоненій на Церковь, обращаемся ко всему Русскому Зарубежью съ призывомъ: поддержать русское церковное дѣло въ городѣ Бѣлая Церковь, Королевства Югославіи, - дѣло борьбы противъ тѣхъ, кто борется съ Богомъ. Насъ можно поддержать двумя путями: 1) Прямою жертвою денегъ, жертвою книгъ религіознаго содержанія, 2) выписываніемъ отъ насъ книгъ истовокъ, изданія нашего Православно-Миссіонерскаго Книгоиздательства.

За 2 года деятельности П. М. К. выпущено болѣе 35.000 экземпляровъ книгъ и брошюръ, отвѣчающихъ со-временнымъ релнгіознымъ потребностямъ. Осуществляется программа церковнаго воспитанія разбросанныхъ по Зарубежью русскихъ дѣтей. Организуется кругъ добровольныхъ сотрудниковъ-распространителсй изъ пастырей и мірянъ во всѣхъ частяхъ свѣта. Борьбѣ противъ Христа, идущей на міръ, мы должны противоставить живую борьбу за Христа. Въ этомъ ысшая миссія мірового русскаго изгнанничества, - мало осознаваемая, недостаточно понятая. Въ минуту напряжения всѣхъ силъ противъ Христовой Церкви, каждый — кто христіанинъ - да положитъ свою ревность на ту чашу вѣсовъ, на которой — противъ всего мірового зла - лежитъ Евангеліе.

Адресъ, по которому направляются пожертвованія Ieromonah Ioann. Bela Crkva. Jugoslavia

 

Файл pdf взят с сайта http://rutracker.org/

Преобразовано ред.  http://www.golden-ship.ru/load/