Матвей Васильевич Барсов

ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Источник текста: Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Издательство «Лепта Книга», 2006 год, тираж 3500 экз.

Преобразование fb2, epub: Golden-Ship.ru 2016

Об авторе

Матвей Васильевич Барсов († 28.02.1896) — русский духовный писатель. Родился в Новгородской губернии в семье сельского священника. Богословское образование получил в Новгородской ДС и СПбДА. С 1866 г. преподаватель словесности и латинского языка в Симбирской ДС. Там же в разные годы преподавал немецкий язык, логику, гражданскую историю и Священное Писание. С 1884 г. инспектор семинарии, в 1889, 1890 и 1892 гг. ректор. В 1867–1874 гг. с небольшим перерывом преподавал словесность в симбирской Мариинской женской гимназии.

Автор нескольких печатных трудов, в основном небольших статей и заметок, опубликованных в Симбирских епархиальных и губернских ведомостях. Не потеряли своей ценности до наших дней принадлежащие ему «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, с библиографическим указателем» (Симбирск, 1890. 2 т.) и «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов и Апокалипсиса, с библиографическим указателем» (Там же. 1894). Эти большие компилятивные труды представляют собой собрания святоотеческих толкований, проповедей русских иерархов и работ богословов XIX в. и являются своего рода гомилетическими и экзегетическими хрестоматиями по Новому Завету. Каждый раздел сборников содержит перечень важнейших богословских сочинений, что делает работу Матвея Васильевича ценным библиографическим справочником. В этом качестве они и сегодня служат пособием для изучающих Священное Писание. В отличие от других авторов подобных изданий Барсов приводит собранный им материал полностью, не нарушая контекста.

Вознесение Христово

«Воскресное чтение», 1872

В сороковой день после Своего Воскресения, после неоднократного явления Своим ученикам и последователям и наставлений им, Иисус Христос расстался с ними, благословляя их. Он разлучился с ними вблизи Вифании, на Елеонской горе, где было место глубочайшего Его уничижения (Лк. 24:50; Деян. 1:12). Не вдруг, не внезапно Он стал невидим для них, как это бывало прежде (Лк. 24:31); но преображенное Его тело, свободное от законов тяготения, пред изумленными взорами учеников стало постепенно удаляться от них и возноситься на небо, пока, наконец, светлое облако, как бы некая триумфальная колесница, взяло Его из вида их и на крыльях света принесло в небесное Святое святых. Небесные силы, прославившие Его рождение, без сомнения, сопровождали Его (Пс. 46:1–6) при торжественном Его вшествии в мир славы. Так начало и конец Его пребывания на земле должны были соответствовать друг другу; это было единственно приличное завершение земной Его истории, награда за Его уничижение, возвращение в Его отечество, необходимое вступление в царство, где нет греха и смерти, наконец, условие Его благодатных отношений к миру, Им искупленному. Он, по выражению апостола, взошел превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4:10). Как солнце, когда оно стоит высоко на небе, действует гораздо сильнее и обширнее, чем когда оно находится близко к горизонту, так и солнце мира духов. Видимое отшествие Его к Отцу было печатью к Его словам: «Я изшел от Отца и пришел в мир» (Ин. 16:28; 13:3). Но вместе с тем здесь заключалось Подтверждение истины, что есть небесный отечественный град, отечественный дом со многими обителями (Ин. 14:2), что с неба нужно испрашивать силы благодати и благословения, и что Он с неба будет устроять Свое Царство на земле. Это чудесное событие засвидетельствовано не только евангелистами Марком и Лукою (Мк. 16:19; Лк. 24:51; Деян. 1:9), но и словами апостола Петра: «Взошедши на небо, Он Пребывает одесную Бога» (1 Пет. 4:22; ср. Деян. 2:33–34) и Многими местами в посланиях апостола Павла (Еф. 4:8-10; 1 Тим. 3:16; Рим. 10:6; ср. Евр. 1:1); это есть и в Евангелии от Иоанна (3:13; 6:62; 8:21; 20:17), хотя и нет о нем исторического повествования; предполагается Вознесение и заключение Евангелия от Матфея (28:20). Как некогда Аарон поднял свои руки и благословил народ, так Христос вознесся, благословляя Своих учеников. Этим Он явил в Себе истинного Первосвященника, о Котором говорится, что Он всегда жив и ходатайствует за людей (Евр. 7:25). Своим Вознесением Он открыл бывший доселе для всех заключенным, вследствие людских грехов, вход в небесное святилище (Еф. 2:6; Ин. 16:7), соединил новою связью небо с землею и даровал возможность богатого и обильнейшего излияния Святого Духа (Ин. 16:7). Христианская жизнь должна быть постоянным восхождением и вознесением к небу; мы должны ежедневно искать как духовного воскресения со Христом, таки духовного вознесения (Кол. 3:1; Флп. 3:20; Рим. 8:5).

О Вознесении Господа на небо

(Мк. 16:19–20)
Св. Григорий Двоеслов. «Христианское чтение», 1846

Ст. 19. Господь же убо по глаголании Его к ним вознесеся на небо и седе одесную Бога. В Ветхом Завете Илия был восхищен на небо, но на воздушное, которое отлично от эфирного, ибо оно ближе к земле (почему птиц, летающих по воздуху, мы называем небесными), так что он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти, потому что Бог, по премудрым судьбам Своим, только отсрочил ему время смерти, но не избавил его вовсе от оной; между тем как Спаситель победил смерть и Своим славным Воскресением истребил ее, а в Вознесении явил славу Воскресения Своего. Здесь нужно заметить и то, что Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, яко человек, не мог быть без внешних пособий. Это пособие сделали ему ангелы, когда он восходил на воздушное небо, ибо он сам собою не мог вознестись и туда, потому что естественная слабость не позволяла ему отделяться от земли; между тем как Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своею Божественною силою вознесся на небо, потому что Он возвратился туда, откуда сошел; вошел туда, где от века имел пребывание; ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом, и землею.

При сем не излишне обратить внимание и на то, почему Марк сказал о Господе, что Он седе одесную Бога; а первомученик Стефан видел Его одесную Бога стояща (Деян. 7:56); то есть почему евангелист Марк говорит, что Он сидит, а Стефан, что Он стоит? Для разрешения сего предварительно заметьте, что сидение принадлежит судье, а стояние помощнику; посему евангелист Марк потому описывает Господа сидящим, что Он после Вознесения Своего явится во всей славе Своей яко Судия, ибо Спаситель, вознесшись на небо, восприял над всем суд; а Стефан потому видел Его во время мученического своего подвига стоящим, что Он помогал, ибо, чтобы победить неверие мучителей, Спаситель Сам ратовал за Стефана Своею благодатию.

Ст. 20. Они же изшедше проповедаша всюду, Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменьми. Здесь достойно замечания те, что со стороны апостолов за заповедью тотчас последовало повиновение, а за повиновением последовали чудеса.

Займемся беседою и о торжестве настоящего праздника.

При сем прежде всего надобно исследовать, отчего это, когда Господь наш Иисус Христос родился, то хотя ангелы являлись, но не в белых ризах; а во время вознесения Его они являлись в ризах белых и блестящих; ибо в Писании говорится, что зрящим им взятся и облак подъят Его от очию их. И егда взирающе бяху на небо, идущу Ему, и се, мужа два стаста пред ними в одежде беле (Деян. 1:8–9). Ангелы во время вознесения Господня были одеяны в одежду белую в знамение того, что вознесение Господа во плоти составляло величайшее торжество для них, потому что белая одежда есть знак веселия и радости сердечной; а по рождестве Его они потому не явились в белых ризах, что во время плотского рождения Его Божество уничижалось, тогда как в вознесении человечество Его обожалось.

Но при настоящем торжестве особенно мы должны размышлять о том, что ныне разорвано рукописание грехов и осуждения нашего и изменилось определение о нашем осуждении, потому что то самое естество, которому было сказано: Земля еси в землю отъидеши, ныне вознесено на небо. Псалмопевец о настоящем торжестве говорит следующее: Яко взятся великолепие Твое превыше небес (Пс. 8:2); взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (Пс. 44:6); возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех (Пс. 67:19). Восшед на небеса, Он подлинно пленил плен, ибо силою Своего нетления истребил наше тление и даровал даяние человеком, потому что ниспослал Святого Духа на апостолов, даровав иному слово премудрости, другому дух разума, иному дух ведения, другому силу исцелений; одному знание языков, а другому сказание языков. Об этой славе вознесения Его и пророк Аввакум говорил следующее: Воздвижеся солнце и луна ста в чине своем (Авв. 3:11). Здесь под именем солнца разумеется не иной кто, как Сам Господь, а под именем луны Святая Церковь; ибо пока Господь не вознесся на небо, Святая Церковь непрестанно страшилась бедствий со стороны мира; а когда Он вознесся, то она утвердилась и всюду начала проповедовать веру свою, а таким образом действительно сбылись слова: Воздвижеся солнце и луна ста в чине своем; ибо как скоро Господь восшел на небеса. Церковь с дерзновением стала проповедовать. Посему-то Соломон от лица Церкви говорил: Се Той идет, скача на горы и прескоча на холмы (Песн. 2:8). Спаситель, идя на избавление нас, действительно делал как бы некие скачки. Вам желательно знать, какие это скачки? Вот они: во-первых, Он с неба снисшел в девическое чрево, из девического чрева пришел в ясли; потом от яслей восшел на крест; с креста снисшел во гроб, из гроба восшел на небо. Таким образом, проходя все степени человеческой жизни, Он пролагал нам путь, чтобы следовали за Ним. Поэтому Дух Святой устами пророка говорил: Возрадуется, яко исполин тещи путь (Пс. 18:6), дабы и мы могли сказать с Премудрым: Привлекоша Тя: вслед Тебе, в воню мира Твоего течем (Песн. 1:3).

О Вознесении Господа на небо

(Лк. 24:50–52)
Свт. Филарет, митр. Московский. Из Беседы в день Вознесения Господня и обретения мощей свт. Алексея
1) Почему Господь пред Своим Вознесением явился в Иерусалиме, а не на месте, Им избранном для Вознесения

Извед их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, и благослови их (Лк. 24:50).

Воскресший Господь являлся ученикам Своим не только в Иерусалиме, но и на пути в Эммаус, и в Галилее на горе, и на берегу озера Тивериадского: почему же, наконец, Он явился им не прямо на месте, которое избрал для Своего вознесения, но в Иерусалиме и вывел из него вон? Нет сомнения, что как всякое действие Божественной мудрости Его, так и сие исполнено глубокого знаменования. Это значит, что благодать отступает от ветхого Иерусалима, который обетованного ему Христа, во Своя пришедшаго, не принял (Ин. 1:11), излиянную для спасения мира кровь Его сам на себя принял к своему осуждению, своим неверием и христоубийством сам себе приготовил оставление и разрушение. И как Пришедший не погубит души человеков, но спасти из среды погибающих начал уже избирать Себе спасаемых, взял из ветхого града лучшие камни и художеством небесного архитекторства — словом истины и спасения — очистил и приготовил их для нового здания; то дабы показать, что Он не ветхому, отжившему служит, не к ветхой ризе новый плат приставляет, не в ветхие мехи вино новое вливает, а устрояет новую ризу спасения, новые сосуды благодати, новый живой град Небесного Царствия на земле; Он несет избранные Им живые камни из ветхого града на свободное, чистое, высокое место, дабы здесь благословить новосозидаемую Церковь Свою, подобно как некогда благословил Свое новое райское творение.

2) О благословении, преподанном Господом апостолам, а чрез них всем верующим в Него, при вознесении на небо

Извед их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, и благослови их. Воздвиг руце на небо и простер их на благословляемых в знамение, что преподает благословение небесное и пренебесное, и так обширное, как далеко досязают Его руце, в которых вси концы земли (Пс. 94:4). Какими словами благословил? Сего не написал святой Лука; но веруем, что то был поток Божественной благодати, жизни и силы, который не только исполнил предстоявшие сосуды, но и простерся и простирается и на всю Церковь Христову до последнего истинного христианина пред вторым пришествием Христовым. Более нежели вероятно, что к сему благословению принадлежат преданные святым Матфеем слова Христовы: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20).

И бысть, егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо. Приметьте, что евангелист не говорит: егда благослови, когда окончил благословение, но егда благословляше, когда еще продолжал благословлять. Какой чудный образ действия! Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братия, что еще веруем, и ныне и над нами простерты руце Его, и взор Его, и благословение Его! Какой стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его! Какая радость для любящих Его!

3) Почему Господь избрал для вознесения гору Елеонскую?

Предел, от которого начинается вознесение Господа, есть гора Елеонская. Почему она избрана для сего, а не иное место? Можно думать, потому, что и прежде она была у Него избранным местом, которое освятил Он многократным Своим пребыванием и молением, особенно же потому, что здесь начались Его спасительные для нас страдания равною смерти скорбию душевною и многотрудною молитвою, простертою до произлияния кровавого пота. Обратив место начавшихся страданий в место совершившегося прославления, Он чрез сие ознаменовал то, что Его страдания и прославление составляют один стройный состав спасительного для нас домостроительства Божия, одну златую цепь, выработанную в горниле премудрости Божией, для возвлечения на небо падшего из рая человечества…

4) О сидении Господа Иисуса Христа одесную Бога Отца по вознесении на небо (Мк. 16:19)

А где предел, до которого простирается вознесение Господа? Если возможен для слова человеческого некоторый на сие ответ, то его можно найти в изречении апостола: Сшедый той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая (Еф. 4:10). Присоединим к сему слово евангелиста, что вознесшийся Господь седе одесную Бога (Мк. 16:19); причем слышащий не должен представлять в уме ничего телесного и чувственного. Ты слышишь иногда, что человек говорит о другом человеке: «он — моя правая рука», и не думаешь, чтобы он сделался рукою, а разумеешь сие так, что он близок к другому, подобно как его собственная рука, и по воле его превосходно действует, подобно как правая рука превосходно действует в сравнении с левою. Кольми паче не должен ты прилагать телесных понятий к бестелесному и ограничивать местом Невместимого и Вездесущего. Слыша, что Христос седит одесную Бога Отца, помышляй, что Он имеет единую с Отцем Вседержителем власть, единую с Ним славу, единое царственное промышление о всем мире, и особенно о Церкви спасаемых. Вообще не устремляй дерзновенно полета испытующей мысли в сию безмерную высоту: там свет неприступный (1 Тим. 6:16). Если пред сотворенным светом видимого солнца изнемогает твое око — как не изнеможет неочищенное от брения око ума твоего пред светом вечного Солнца духов, пред Которым и высшие из ангелов закрывают лица? И апостольские взоры недалеко могли следовать за возносившимся Господом; облак подъял Его и скрыл от них. И как они в сие время поклонишася Ему, так и ты после скромного взора веры на небо пади, сын праха, смиренно в прах, и неизреченное величие почти безмолвным благоговением.

5) Почему апостолы были исполнены радостию, когда Господь вознесся на небо?

Неожиданным показаться может засвидетельствованное евангелистом действие вознесения Господня на апостолов: Возвратишася в Иерусалим с радостию великою. Можно бы подумать, что они будут очень опечалены разлучением со Своим Божественным Учителем и Спасителем, но они очень радуются. Почему это? Радуются потому, что теперь совершенна вера их, и отверст ум их к разумению тайн Христовых: они веруют и знают, что Христос как воскресением Своим сокрушил двери ада и открыл верующим исход из него, так Вознесением Своим отверзает двери неба и открывает верующим вход в него. Радуются потому что совершенна их любовь: сладостно для них то, что возлюбленный Спаситель восходит на небо в блаженство и славу, хотя сами они остаются на земле для подвигов и страданий. Радуются потому, что совершенна их надежда, они чают и предчувствуют, что вознесшийся Господь, по обещанию Своему, вскоре пошлет им иного Утешителя Святого Духа; и что, наконец, по предвестию ангельскому, Сей Иисус вознесыйся на небо, такожде приидет (Деян. 1:11); и приидет для того, чтобы исполнить Свое другое обещание: Паки прииду и пойму вы к Себе (Ин. 14:3).

Предания о месте и времени Вознесения Иисуса Христа на небо

«Воскресное чтения», 1806

Евангелист Лука и в своем Евангелии, и в книге Деяний повествует о последних часах пребывания Сына Божия на земле, По словам его, Иисус Христос в четыредесятый день по Воскресении Своем явился ученикам в Иерусалиме, потом извел их из Иерусалима до Вифании, и, преподав им на горе Елеонской благословение Свое, вознесся отсюда на небеса к Богу Отцу. Это была средняя, или восточная вершина Елеона — та самая гора, на которой Спаситель плакал о слепоте Иерусалима и предсказал ужасное разорение его. Евсевий говорит, что в том холме, с которого Спаситель вознесся на небеса, была пещера, в которой Он преподал ученикам Своим последние наставления относительно тайн Царствия Божия, или Церкви Своей на земли. Неизвестный сочинитель толкования на книгу Деяний Апостольских, принадлежащего к IV веку, говорит, что Иисус Христос, возносясь на небеса, оставил оттиск Божественных стоп Своих на холме, с которого вознесся, и что сей оттиск никогда не изглаждался, хотя верные беспрерывно брали оттуда землю для хранения при себе. Блаженный Августин свидетельствует также, что в его время бесчисленное множество христиан стекалось в Иерусалим для поклонения следам ног Спасителя на горе вознесения. Так буквально исполнились слова пророка Захарии о Мессии: Станут нозе Его в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалиму на восток (Зах. 14:4).

На сем месте благочестивая императрица Елена воздвигла в начале IV века великолепный храм вознесения, купол которого над самым местом вознесения при всех усилиях зодчих не мог быть заделанным; искусство человеческое не дерзнуло после сего бренным сводом преградить ту стезю, которою Богочеловек восшел от земли на небо. Теперь храм вознесения лежит в развалинах, но в древности в праздник вознесения бесчисленное множество народа стекалось в него, и с возжженными светильниками они целую ночь провождали в пении и молитвословии, так что вся гора Елеонская, по словам одного благочестивого путешественника, писателя VIII века, казалась горящею. Тот же писатель прибавляет, что в храме сем после литургии в день вознесения поднимался столь сильный вихрь, что все присутствовавшие повергались на землю в священном благоговении. Святой Иоанн Златоуст в одной из бесед своих упоминает о мнении некоторых, что вознесение Иисуса Христа на небо последовало в субботний день, но здесь же прибавляет, что это одно гадание; древнейшее предание Церкви, напротив, назначает днем вознесения, согласно повествованию св. Луки, четыредесятый день по воскресении, или четверток 6-й недели по Пасхе. Это, по словам блж. Августина, было в 14 день мая, в поддень.