ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

Москва 2011

Православная библиотека Золотой Корабль 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

История установления и развитие в истории Таинства Покаяния. Тайное и публичное покаяние

Чинопоследование с разъяснением основных моментов Таинства

Епитимия

Заключение

Список литературы

 

УДК 265 ББК 86.372 Т 14

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС11-025-2722)

Т 14 Таинство Покаяния. — М.: Благовест, 2011. — 80 с. ISBN 978-5-9968-0088-9

В этой брошюре рассказывается о том, в чем со­стоит важность и спасительность Таинства Пока­яния для православных христиан; приводится крат­кая история установления и развития в истории данного Таинства, а также его чинопоследование с комментариями основных моментов Таинства. Издание рассчитано на широкий круг православ­ных читателей.

УДК 265 ББК 86.372

ISBN 978-5-9968-0088-9 © Издательство «Благовест» — текст,

оформление, оригинал-макет, 2011

 

 

Важнейшей стороной жизни хри­стианина является участие в Таинствах Церкви. Центральным Таинством хри­стианской Церкви, с момента ее за­рождения и до скончания века, было и будет Таинство Евхаристии — Св. Причащение Крови и Тела Господа Иисуса Христа. Однако в Церкви суще­ствует еще одно Таинство, которое непо­средственно взаимосвязано с Таинством Евхаристии — это Таинство Покаяния. В чем же состоит важность и спаситель­ность Таинства Покаяния для право­славного христианина?

Во-первых, Таинство Покаяния, как и Таинство Евхаристии, является абсолют­но необходимым условием для устрое­ния нормальной духовно-нравственной жизни христианина. Без искреннего по­каяния невозможно и достойное воспри­ятие Святого Причастия — Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Во-вторых, Таинство Покаяния является для хри­стианина непосредственной возможно­стью обрести личное спасение и освобо­ждение от своих грехов и страстей. Ведь прощение, а значит и надежда на спа­сение, даруется нам милостью Божией в Таинстве Покаяния. Однако по пово­ду значения Таинства Покаяния важно осознавать то обстоятельство, что само участие в данном Таинстве не гаранти­рует нам спасения, а дает лишь надежду на него. Претворить же надежду в ре­альность может только Сам Господь Бог по Своей великой милости. Раскрывая смысл данного Таинства, преподобный Макарий Оптинский писал: «Покаяние есть дар Божий, страданием Его нам дарованный. Мы, сознавая себя греш­никами, приступаем к Нему яко к чело­веколюбивому Отцу и Искупителю, по Его милосердию...»[1] Стоит также отме­тить и то обстоятельство, что сама тра­диция совершения Таинства Покаяния в полной мере сохранилась только в Православной Церкви, так как другие христианские конфессии ее либо иска­зили, либо совершенно утратили. Также важен и такой момент, как искренность покаяния; ведь только в этом случае это Таинство окажется действенным и спа­сительным для человека. Всегда хоро­шо помнить также и слово оптинского старца о. Анатолия (Зерцалова): «..один Сердцеведец знает цену покаяния»[2].

Данная брошюра, как мы надеемся, окажет пользу для христиан, делающих свои первые шаги в духовной жизни, и для всех тех, кто интересуется жизнью Православной Церкви.

Сергей Милов

 

ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ В ИСТОРИИ ТАИНСТВА ПОКАЯНИЯ. ТАЙНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПОКАЯНИЕ

Как и все остальные Таинства Церкви Таинство Покаяния берет свое начало во времена земной жизни Спасителя. Более того, к покаянию призывали еще ветхозаветные пророки; правда, их при­зывы были обращены, в основном, к на­роду древнего Израиля. Святой пророк Иоанн Предтеча обращался с призы­вом к покаянию. Об этом нам сообща­ет Святое Евангелие: В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пус­тыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3: 1—2). Таким образом, уже в этих при­зывах, мы можем увидеть зачатки буду­щего Таинства Покаяния христианской Церкви. Однако стоит отметить, что святой пророк Иоанн Предтеча являет­ся все же пророком рубежным, т. е. он венчает собой Ветхий Завет и лишь при­открывает Новый Завет Господа Иисуса Христа. Поэтому именно Сам Господь является, в полной мере, первым Установителем Таинства Покаяния. Од­нако, несмотря на то, что это исповеда­ние грехов было лишь прообразом хрис­тианского покаяния, тем не менее, уже тогда мы видим существование опреде­ленного обряда действий. Так, исходя из слов Евангелия, святой Иоанн Предтеча крестил приходивших к нему людей в водах реки Иордан, а те, в свою очередь, исповедовали ему свои грехи. В Еван­гелии от Матфея говорится следующее: Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся ок­рестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3: 5—6). Более того, про­рок Иоанн Предтеча призывал людей не просто к исповеданию своих грехов, но также к стяжанию и принесению ис­тинных плодов покаяния. Этот факт го­ворит нам о том, что совокупность дан­ных действий уже представляла собой почти оформившийся обряд, который в христианстве принял форму Таинства. Устанавливая Таинство Покаяния Хрис­тос, конечно же, не дает нам конкрет­ных указаний относительно того, как, где и когда его совершать — все это вы­работает в дальнейшем Его Церковь. Господь дает нам лишь самые основные, самые важные указания на то, чем долж­но явиться для нас покаяние. В этом от­ношении можно выделить целый ряд моментов из Священного Писания, в которых Иисус Христос говорит нам о покаянии.

Во-первых, Господь Иисус Христос говорит всем верующим о важности по­каяния в деле спасения души и возмож­ности наследования Царствия Божия не только для праведника, но, в первую оче­редь, для грешника: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9: 13). Еще в ветхозаветные вре­мена эти слова произнес пророк Осия, провидя Духом Святым приход на зем­лю Спасителя. Все люди, после грехопа­дения прародителей Адама и Евы, явля­ются грешными людьми. И для Господа очень важным является покаяние греш­ника, его осознанное и добровольное исповедание своих грехов. Именно по­этому Господь Иисус Христос впослед­ствии произносил людям притчу о блуд­ном сыне. Также Господь призывает всех не просто каяться, но веровать в обето­вания Божии относительно спасения: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1: 15). Именно Святое Евангелие откры­вает нам истину о спасении человека, и в том числе, о спасении через покаяние. Неслучайно во всех четырех Евангелиях присутствует описание покаяния людей у реки Иордан перед пророком Иоанном Предтечей (см. Мф. 3: 5—6; Мк. 1: 4—5; Лк. 3: 2—3; Ин. 1: 23—28). Таким обра­зом, покаявшийся и уверовавший в ис­тинность слов Евангелия, а значит и слов Самого Господа Иисуса Христа, получает непосредственную возможность войти в Царствие Небесное. Говорит Господь и о том, что необходимо проявить актив­ность в деле покаяния, т. к. Царствие Божие уже открыто для праведников, и связано это с Его приходом: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17). Помимо призыва к покаянию, здесь значимо и указание Господа на приближение Царства Небесного, как внутреннего состояния очищенной от грехов души. Господь говорит также и о том, что необходимо не просто покаять­ся, но сделать это как можно быстрее, ибо Царство Небесное уже при дверях наших душ. Вообще, призывов к покая­нию, а, следовательно, указаний на не­обходимость и важность данного действа в жизни Церкви, в Своей земной жизни Господь делает немало.

Во-вторых, Господь обращается и к Своим апостолам, объясняя им необхо­димость и значимость покаяния в жизни человека. В связи с этим, Он наделяет Своих учеников особой властью к со­вершению данного Таинства. Об этом нам также сообщает Евангелие: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разреши­те на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18: 18). Эти слова являются сви­детельством того, что Господь говорит о покаянии, как об особом Таинстве в Его зарождающейся Церкви. Господь еще раз говорит нам об этом в Своем обра­щении к апостолу Петру: дам тебе клю­чи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разреше­но на небесах (Мф. 16: 19). В этих словах Господь, в лице апостола Петра, обраща­ется ко всем Своим апостолам. Более то­го, Господь еще более акцентирует Свое внимание на важности роли апостолов (в дальнейшем, священнослужителей) в деле принятия Таинства Покаяния: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20: 23). Именно с этого момента можно говорить о появлении у апостолов и их преемников особой власти вязать и ре­шать.

В-третьих, Иисус Христос личным примером показывает верующим, что покаяние, а, следовательно, и проще­ние вполне реально и осуществимо в нашей жизни. Господь Сам отпускает грехи многим грешным людям в Своем окружении. Так, в Евангелии от Иоанна описывается случай, когда к Господу привели женщину, схваченную за пре­любодеяние. Видя искреннее раскаяние, Господь Иисус Христос простил жен­щину и отпустил, но, тем не менее, пре­дупредил ее: впредь не греши (Ин. 8: 11). По древним законам за прелюбодеяние полагалось побиение камнями, т. к. это было одно из самых тяжелых прегреше­ний. Однако даже такой грех, как мы ви­дим, Господь прощает, а значит, проще­ние возможно для каждого, если только человек искренно кается. Отдельно сто­ит упомянуть о словах Господа впредь не греши. В этих словах, обращенных к жен­щине, схваченной за прелюбодеяние, Господь обращается ко всем тем, кто ста­нет Его учеником впоследствии. Господь допускает, предвидит то, что человек может пасть, поддавшись на искушение, но Он говорит о другом. Что согрешив­ший человек всегда имеет возможность покаяться перед Богом, а вот грешить снова — это уже гораздо опаснее для ду­ши. Именно в результате неоднократно­го повторения одного и того же греха в человеке рождается страсть и с ней бо­роться уже гораздо тяжелее. Именно поэтому Господь и призывает «впредь не грешить», хотя само покаяние может не ограничиваться одним разом. Все выше перечисленные примеры касались ус­тановления Таинства Покаяния Самим Господом. Теперь посмотрим, как дан­ное Таинство развивалось в истории Церкви.

Как отмечает протоиерей Геннадий Нефедов: «Обрядовые формы совер­шения Таинства Покаяния в апостольс­кий век едва наметились, но внутренний его строй, его литургико-богослужебная структура в ее главнейших компонентах уже существовали»[3]. Вполне естественно предположить, что Господь Иисус Хрис­тос, создавая институт того или иного Таинства, не устанавливал строго очер­ченных границ этих Таинств. Он давал лишь направление для жизни Своих по­следователей, говорил о том, что допус­тимо, а что неприемлемо для Его учени­ков. Таким образом, показав жизненно важную необходимость Таин ст ва По кая-ния для человека, Господь даровал право развития данного Таинства непосредст­венно Своей Церкви, т. е. апостолам и их преемникам. В результате этого, уже в первые века христианства Таинство

Покаяния включало в себя целый ряд компонентов, дошедших и до наших дней: устное исповедание грехов пе­ред священником, духовно-нравствен­ное поучение священника для пользы исповедующихся, совместная молит­ва священнослужителя и кающегося. Изначально совершителями Таинства Покаяния были исключительно апо­столы, а в дальнейшем их преемники — епископы и пресвитеры, т. е. два высших звена церковной иерархии. Необходимо также понимать, что Церковь, как Тело Христово, была призвана Богом разви­ваться, в целях выработки тех средств, которые бы стали наиболее духовно по­лезными для всех ее членов. Поэтому именно в первые века христианства Таинство Покаяния формировалось на основе принятия одних форм его совер­шения и отказа от других.

В раннехристианский период сущест­вовали два вида, формы покаяния: пуб­личное и тайное.

Публичное покаяние

Данное действие представляло собой покаяние человека не только перед свя­щенником (или епископом), но и перед всей общиной храма. Данный вид испо­веди применялся в основном по отно­шению к тем людям, которые соверши­ли грехи, оскорбившие всю Церковь, а также внесшие соблазн в среду общины. Именно поэтому такой грех и исповедо­вался перед всеми, перед всей Церковью, в лице данной общины. Публичное по­каяние мог принести любой член общи­ны вне зависимости от пола, возраста, звания, сословия и т. д. Однако назна­чить данный вид покаяния мог только епископ, т. к. публичное исповедание человеком своих грехов — это очень важ­ное событие для всей общины в целом. Публичное покаяние могло иметь также и различный срок совершения, длитель­ность данной исповеди также назначал епископ. Несмотря на все положитель­ные моменты данного вида исповеди, к концу IX века публичное покаяние прак­тически выходит из практики Церкви. Вместо публичного исповедания грехов приходит тайное покаяние. Одной из ос­новных причин отказа от данного вида исповеди явилось то обстоятельство, что публичное исповедание того или иного греха могло ввести в подобное искуше­ние и других, наименее стойких, членов общины. Однако были и другие объек­тивные причины отказа от публичной исповеди. В наше время публичную ис­поведь отдаленно напоминает дейст­вие, которое совершается священником перед тайной исповедью. Митрополит Антоний Сурожский пишет об этом так: «бывает общая исповедь, когда люди сходятся большой или малой толпой и священник произносит за всех, вклю­чая и себя самого, исповедь»[4]. В данной ситуации происходит также открытое покаяние, но только друг перед другом и без названия конкретных грехов (это имеет название общей исповеди).

Тайное покаяние

Второй и основной вид Таинства По­каяния — это тайная исповедь. По оп­ределению, которое дает протоиерей Николай Малиновский тайная ис­поведь — это: «..устное исповедание грехов, приносимое кающимся пред священнослужителем, и словесное разрешение от грехов, произносимое священнослужителем по принесении исповеди»[5]. Данный вид исповеди бе­рет свое начало в раннехристианской Церкви и сохраняется по настоящий момент. Таким образом, мы можем от­метить, что практика тайной испове­ди, в отличие от публичного покаяния, никогда не прекращалась в Церкви. Именно тайное покаяние несет в се­бе важное значение для жизни верую­щего человека. Это связано с тем, что в тайной исповеди участвуют только три лица — кающийся, священнослу­житель и Сам Господь Иисус Христос, Который незримым образом присутст­вует при этом действии. В результате кающемуся человеку легче, преодолев свой страх и смущение, исповедовать­ся в своих грехах. Раскрывая сущность Таинства Покаяния, а также призывая не смущаться исповедания своих гре­хов, преподобный Макарий Оптинский писал: «Если будете приходить к исповеди со смирением мытаря, то не будете смущаться»[6]. Данный вид ис­поведи называется тайной именно по­тому, что священник не имеет права разглашать ее содержание. Сохранение тайны исповеди — это важнейшая обя­занность священника. Никогда и ни при каких обстоятельствах священник не имеет права разглашать содержание покаянных слов человека. Даже если совершены очень тяжелые грехи (в т. ч. убийство), священник обязан со­хранять тайну исповеди ненаруши­мой, хотя, с другой стороны, он обязан всеми силами убедить человека само­му открыто признаться в совершен­ных беззакониях. Это еще раз должно раскрыть нам смысл данного Таинст­ва, как действия непосредственного предстательства человека перед Самим Господом Богом. О важности устной исповеди неоднократно говорили свя­тые отцы Православной Церкви. Так, один из святых старцев Оптиной пус­тыни, преподобный Антоний Оптин-ский писал: «хотя Господь Бог все ведает слабости наши, и даже несоде-ланное предвидит и не имеет нужды, чтобы пересказывать Ему, однако за нашу пользу, чрез пророка Своего го­ворит, или приказывает: глаголи ты первее беззакония твоя... да оправдишися (Ис. 43: 26) ...необходимо нужно для очищения грехов устное испове­дание, без коего невозможно ни нача­ла благого положить, ни спастись, ни спокойну в духе своем быть.»[7]

Помимо основного разделения Таинства Покаяния на публичное и тайное существуют и некоторые особенные ви­ды покаяния, которые являются допол­нением к основным формам данного Таинства. Так, например, один из вы­дающихся русских подвижников наше­го времени, о. Иоанн (Крестьянкин), размышляя о Таинстве Покаяния, го­ворил: «У нас существует еще домашнее покаяние: вечером на молитве вспом­нить, чем досадил Господу за день, и покаяться»[8]. Вполне естественно, что данный вид покаяния не претендует на то, чтобы заменить собою Таинство По­каяния в храме, но, в тоже время, такое покаяние жизненно необходимо каж­дому человеку.

Важно также отметить, что до IVV ве­ков тяжкие грехи исповедовались только публично, но в дальнейшем исповеда­ние таких проступков также было вклю­чено в тайное покаяние. В целом, в сво­ем историческом развитии, чин тайной исповеди сформировался лишь в конце VI века (чин Иоанна Монаха). В даль­нейшем появлялись и другие чины Таин­ства Покаяния. Так, например, в VIII ве­ке был особенно знаменит покаянный устав преподобного Феодора Студита, который был настоятелем Студийского монастыря в Константинополе. На Руси же с XII века тайное покаяние соверша­лось по чину святого Иоанна Постника. Что касается традиции совершения Таинства Покаяния на Руси, то она так­же формировалась в течение определен­ного периода времени. Так, например, в XVI веке время совершения Таинства Покаяния приурочивалось, в основном, ко времени Великого поста. Однако со­вершали его и в другое время церков­ного года. Совершали это Таинство в основном так же, как и сейчас, в храме. Вообще же, очень многое в чин тайной исповеди вошло из монашеских тради­ций, т. к. первоначально именно в мо­настырях возникали исповедальные ус­тавы и чины.

Подготовка к Таинству Покаяния

По определению православного кате­хизиса: «Покаяние есть Таинство, в ко­тором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от свя­щенника невидимо разрешается от гре­хов Самим Господом Иисусом Христом»[9]. Соответственно данному определению становится понятным, что такое важное для человека действие должно и предва­ряться соответствующей духовно-нрав­ственной и телесной подготовкой. Ведь именно подготовка к Таинству Покаяния во многом и определяет степень его дей­ственности для исповедующегося чело­века. По учению Православной Церкви подготовка к Таинству Исповеди долж­на состоять из целого ряда действий. Все эти действия можно разделить на две ос­новные группы: внешняя (телесная) и внутренняя (духовная) подготовка.

Внешняя (телесная) подготовка вклю­чает в себя, в основном, пост (говенье). Продолжительность поста перед испо­ведью должна составлять минимум три дня, однако известны случаи, когда пе­ред исповедью праведники постились всю предшествующую неделю. Телесный пост должен включать в себя и воздер­жание в пище, и воздержание в телесных удовольствиях, а также отказ от любого суетного развлечения. Таким образом, верующий человек очищает свою плоть и готовит ее к принятию Тела и Крови Христа (если после Таинства Покаяния предполагается причащение).

Внутренняя (духовная) же подготовка являет собой более сложную и глубокую систему приуготовления к Таинству, на­правленную на очищение души челове­ка и рождения в ней чувства внутренне­го покаяния. Данная система подготовки включает в себя ряд последовательных действий. По словам протопресвитера Михаила Помазанского эти действия души включают в себя: «..сознание сво­ей греховности или ...признание себя недостойным; ...сокрушение и сожале­ние о допущенных падениях и слабостях, ... раскаяние ...и акт воли к исправлению, желание и твердое намерение, реши­мость бороться с дурными склонностя­ми»[10]. Если человек проходит данный путь духовной подготовки, то он дости­гает особого состояния души, которая готова покаяться и принять Божие про­щение. Как добавляет о. Михаил: «Это состояние души соединяется с прошени­ем помощи Божией для борьбы со сво­ими дурными наклонностями»[11]. Данный вид внутренней подготовки к Таинству Исповеди не является единственным в духовной практике Церкви. Так, напри­мер, священник Александр Ельчанинов говорит нам о следующих шагах в деле подготовки к Таинству Покаяния. Во-первых, человек должен победить в себе искушение отказа от Таинства: «Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса: Не отло­жить ли? Достаточно ли приготовлен, не слишком ли часто говею? Нужно дать твердый отпор этим сомнениям»[12]. Во-вторых, по словам о. Александра, чело­век должен пройти испытание сердца. По сути, это означает необходимость для че­ловека увидеть собственные грехи, раз­глядеть их в череде жизненных поступ­ков. К сожалению, очень часто, человек просто не в состоянии увидеть собствен­ное грехопадение и отринуть его от себя. Следующим шагом духовной подготов­ки, по словам о. Александра, являет­ся молитва. Молитва, как вид духовной практики — это особое состояние чело­века (во всей его целостности — тело, ду­ша, дух), которое максимально подводит его к приятию Божией благодати; это, своего рода, духовный диалог человека с Богом. Поэтому, в период подготовки к Таинству Покаяния, молитва, как нико­гда, занимает центральное место в жиз­ни человека. Как пишет о. Александр Ельчанинов молитва — это: «прямой путь к познанию своих грехов...»[13] Только в свете молитвы мы можем приблизиться ко Христу, а «пока нет такой близости к Христу, при которой покаянное чувство является нашим обычным состоянием, надо готовясь к исповеди, проверять свою совесть по заповедям, по некоторым мо­литвам»[14]. Еще один этап в подготовке к Таинству Покаяния о. Александр назы­вает «сокрушением сердца». Это — не про­сто знать свои грехи, но покаяться в них всем сердцем, еще до Таинства. Важно также прощение грехов всем тем, кого че­ловек знает, и кто мог причинить ему ду­шевную боль. О таком прощении гово­рил о. Иоанн (Крестьянкин): «Прежде чем начать каяться, мы должны всем все простить! Простить без промедления, сейчас же! Простить по-настоящему... Надо немедленно так всем и все про­стить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни!»[15] О важности постоянного внутреннего покаяния пи­сал, например, старец Оптиной пусты­ни, преподобный Анатолий (Зерцалов): «Если когда согрешишь и тотчас обраща­ешься к Богу каяся — это очень хорошо. Так и должно. И Господь простит. А ду­ховнику или старцу после сказать.»[16]

В период подготовки к Таинству По­каяния часто бывает полезно записать все совершенные грехи (которые чело­век помнит) на отдельный лист бумаги, чтобы лучше понять свое внутреннее состояние и увидеть свои духовные бо­лезни. Имея перед собой список своих грехов, человеку часто удобнее правиль­но построить свою исповедь, проду­мать каждое свое слово и прочувство­вать реакцию души на совершенные поступки. Отец Михаил Помазанский разделяет грехи на прощаемые и непрощаемые. По поводу первой группы грехов он пишет: «нет греха, кото­рый бы не мог быть прощен людям, ес­ли только они искренно в нем покают­ся.»[17] С другой стороны, существует группа грехов, которые не прощаются. Об этом о. Михаил пишет следующее: «Священное Писание говорит о тех слу­чаях или условиях, когда не прощаются грехи. В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого. Также говорит­ся о грехе смертном, о прощении кото­рого не заповедано даже молиться.»[18] Существует также классификация гре­хов, основанная на десяти заповедях Господа Иисуса Христа. В данной клас­сификации за основу берутся грехи, за­прещенные той или иной заповедью, но только в более широком понимании, когда учитываются и все разновидности данной страсти. Такой способ, напри­мер, применял выдающийся служитель Русской Православной Церкви, архи­мандрит о. Иоанн (Крестьянкин), о чем он написал в своей книге «Опыт пост­роения исповеди по десяти заповедям». Начиная свою беседу о необходимости Таинства Исповеди, о. Иоанн говорил: «человек ждет и жаждет исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги»[19]. В своей книге о. Иоанн рас­сматривает каждую заповедь Божию отдельно, выводя из ее сущности те грехи, которые совершаются посредс­твом ее нарушения. Чтобы понять какие грехи и их разновидности мо­жет совершить человек, кратко рас­смотрим то, о чем говорил о. Иоанн (Крестьянкин). Раскрывая смысл пер­вой заповеди: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кро­ме Меня», о. Иоанн выделяет ряд гре­хов, которые являются ее нарушением. Во-первых, это незнание и нежелание знать истинного учения о Боге-Творце и Пресвятой Троице (даже после принятия Таинства Крещения). Усугублением дан­ного греха является наше самооправда­ние в деле нашего духовного незнания. В свою очередь, данный грех о. Иоанн разделяет на еще более конкретные гре­хи: опоздания на богослужения в храм, невнимательное отношение к службе, горделивая заносчивость перед пропо­ведью священника, нежелание читать не только духовную литературу, но даже са­мо Священное Писание, неумение слу­шать Евангелие даже тогда, когда нам его читают в храме. Также мы не любим говорить на духовные темы с родны­ми и близкими, а занимаемся, в основ­ном, осуждением окружающих. Далее о. Иоанн говорит о том, что «Вторая обязанность, предписываемая нам пер­вой заповедью Закона Божия: иметь ис­тинную веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему»[20]. Соответственно, гре­хами против этой части первой заповеди являются: безбожие, а у тех, кто ве­рит — отсутствие живой, действенной веры; неверие в отдельные духовные силы или святых, вероотступничество, малодушие. Особенно о. Иоанн выде­ляет такой грех против первой заповеди, как суеверие, т. е. ложная, магическая, искаженная вера в потусторонние силы. Суеверный человек ставит на первое ме­сто в своей душе не Господа Бога — сво­его Творца, а низшие, потусторонние силы — падших духов. Поэтому, живя суеверными привычками, человек очень серьезно грешит против Господа Бога, не веря, таким образом, в Его всемогу­щество. В этом русле осуждаются так­же колдовство, ворожба, хиромантия, гадание, спиритизм и многие другие оккультные практики. Все это — грехи против первой заповеди Закона Божия. Третьей обязанностью первой запо­веди является: «почитать Бога, слу­жить Ему, .исполнять Его заповеди»[21].

Грехами против данной части первой за­поведи являются: оставление домашних правил, небрежное и невнимательное отношение к своей жизни. Такими дела­ми мы нарушаем заповедь служить Богу делами веры и любви. Точно таким же образом о. Иоанн выделяет грехи и про­тив других заповедей Господних.

Иногда грехи условно разделяют на грехи против Господа Бога, грехи против ближнего и грехи против самого себя. Грехи против Господа Бога включают в себя: гордыню, неисполнение запове­дей, неверие в Бога, непочитание цер­ковных праздников, уныние, суеверие и т. д. Грехами против ближнего, в свою очередь, являются: отсутствие любви к ближнему, ненависть, неумение про­щать, избиение, ограбление, скупость, гнев, лицемерие и т. д. К третьей груп­пе грехов, против самого себя, Церковь относит: эгоизм, ложь, тоску, печаль, чревоугодие, пьянство, азартные игры, блуд и т. п.

Один из святых отцов Оптиной пус­тыни, преподобный Макарий Оптинский, размышляя о подготовке человека к Таинству Покаяния, выделял три ос­новных чувства, с которыми необходимо подходить к данному Таинству: «При­ходящему к исповеди надобно, сознав свою греховность, жалеть о прогневании Создателя нашего, и, приступая к Таин­ству Исповеди, должно представлять се­бя со страхом, смирением и надеждой. Со страхом — как Богу, прогневанному грешником. В смирении — через созна­ние своей греховности. С надеждой — ибо приступаем к чадолюбивому Отцу, пославшему для нашего искупления Сына Своего, Который взял грехи наши, пригвоздил их на крест и омыл пречис­той Своей кровью»[22].

По сложившейся в Православной Церкви традиции Таинство Покаяния неразрывно связано с Таинством Ев­харистии (Святого Причащения), и совершается накануне вечером (перед причастием, которое будет на следую­щий день); либо с утра, в день причаще­ния (перед Божественной Литургией). Однако, по своей сущности Таинство Покаяния — это полноценное Таинство, которое можно совершить (и принять в нем участие) и без последующего прича­щения Святых Христовых Таин. Человек может исповедоваться и без последую­щего причащения, если он чувствует, что его душа отягчена тяжелыми грехами и страстями, и, в тоже время, к причастию он не готовился. В данной ситуации человек может также подойти к испо­веди, покаяться в своих прегрешениях, раскрыть свою душу священнику (а в его лице Иисусу Христу), получить раз­решение своих грехов, а причаститься в другой раз. Более того, стоит заметить, что до революции 1917 года в России существовала традиция исповеди веру­ющих людей своим духовным отцам (в основном монахам, старцам), наибо­лее известными из которых являются святые отцы Оптиной пустыни, а также такие святые отцы, как преподобный Серафим Саровский, святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие. Такая испо­ведь, как правило, происходила не толь­ко в келиях этих старцев, но и в письмах. Преподобные отцы разрешали своих ду­ховных чад от совершенных ими грехов, и уже после этого они могли приступить к Таинству Евхаристии.

 

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ С РАЗЪЯСНЕНИЕМ ОСНОВНЫХ МОМЕНТОВ ТАИНСТВА

Таинство Покаяния, также как и дру­гие Таинства, состоит из определенной последовательности действий, совер­шаемых священником и исповедую­щимися людьми. Сразу необходимо отметить важное место священника в совершении исповеди. Это связано с тем обстоятельством, что именно в дан­ном Таинстве приходящий к священни­ку человек открывает ему всю полноту своего духовного мира, ничего не утаи­вая. Поэтому этап подготовки к Таин­ству Покаяния проходит не только ми­рянин, но и сам священнослужитель. Об этом подробным образом говорится в Требнике в «Сказании, о еже како по­добает быти духовнику сказовати невоз­бранно приходящим к нему». В данном «Сказании» содержатся особые настав­ления для священнослужителя, касаю­щиеся вопроса о том, каким должен быть совершающий данное Таинство и как он должен принимать приходящих к нему исповедоваться людей. Свя­щенник, принимающий исповедь гре­хов от людей, должен сам быть для них образцом праведной жизни и духовной чистоты, постоянно молиться Богу о том, чтобы Господь даровал ему особое разумение в деле духовного руководства людьми. Приступая к исповеданию сво­их грехов, каждый верующий человек должен осознавать две вещи: во-первых, главным Совершителем любого Таинства Церкви (и в т. ч. Таинства Покаяния) является Сам Господь Иисус Христос. Священник является лишь внешним его совершителем и посредником между Богом и человеком. Поэтому, раскры­вая свои прегрешения священнослужи­телю, человек должен помнить, что не­зримо пред ним предстоит Сам Господь Иисус Христос. Бывают случаи, когда люди смущаются исповедовать свои грехи священнику. Данных ситуаций не стоит бояться или смущаться, т. к. свя­щенник такой же человек, как и испо­ведующийся ему мирянин. Священник не является заведомо святым; он так­же подвержен искушениям и борьбе со страстями. Протоиерей Николай Малиновский так объясняет роль свя­щенника в совершении Таинства По­каяния: «..кающийся может получить разрешение или неразрешение не через непосредственное явление Бога челове­ку с объявлением о прощении грехов, а через служителя церкви»[23]. Данное уста­новление вполне естественно, т. к. чело­век, после падения прародителей в раю, потерял возможность непосредственно­го боговидения и богообщения. Однако вне зависимости от личности само­го священнослужителя действенность (т. е. благодать свершения) Таинства все равно остается в силе. Во-вторых, приходящий на исповедь должен осоз­навать и то, что, несмотря на равность священника и мирянина по природе, священник все же имеет особую власть совершать Таинства, которой не обла­дает мирянин. По этому поводу препо­добный Макарий Оптинский в одном из своих писем писал: «По заповеди церковной и апостольскому завещанию Вы должны уважать священников яко служителей алтаря и Таинств Божиих, ибо без них невозможно спастись...»[24]

Отдельно стоит сказать о таком не­маловажном аспекте, как исповедь ду­ховнику. В Православной Церкви суще­ствует традиция исповедоваться своему духовному отцу, т. е. священнику, ко­торый наиболее близко окормляет конкретного человека (в женских мо­настырях могут быть и духовные мате­ри — игуменьи). Так, в одном из своих писем, обращенном к одной женщине, старец Оптиной пустыни преподобный Анатолий (Зерцалов) писал: «Матери духовной можешь говорить о всех своих греховных помыслах, которые особенно смущают тебя и тревожат»[25]. Однако тра­диция духовничества не является каким-либо конкретным правилом; это лишь желательный вариант духовной жизни верующего человека. Чем же духовник отличается от рядового храмового свя­щенника на примере совершения Таин­ства Покаяния? В отличие от рядового священника духовный отец, как прави­ло, имеет возможность более глубоко проникнуть во внутренний мир своего духовного чада. Постоянно наблюдая за духовной жизнью определенного чело­века, духовник может более легко по­стигнуть его потребности в религиозной жизни, изучить его страсти, выработать средства борьбы с грехами, подходящие именно для этого человека. Однако, при этом, и сам духовник должен обладать определенным духовным опытом. Как пишет протоиерей Владимир Воробьев: «Духовник должен уметь воздействовать на приходящего к нему так, чтобы по­ставить с должной глубиной проблему духовной болезни, должен дать почув­ствовать ее опасность. Здесь требуется дар, который есть не у всех. Здесь тре­буется определенный опыт общения с людьми и особенная способность к кон­такту, умение внушить к себе доверие»[26]. Исходя из всего вышесказанного, стано­вится очевидным, что и наложение епитимии духовником становится менее бо­лезненным действием для его духовного чада. В России, до революции, духовничество было широко распростране­но; возрождается эта традиция и в наши дни. Тем не менее, даже, если человек не имеет духовника, — это не является на­рушением церковных канонов; он может исповедоваться и у любого священника храма.

Таинство Покаяния начинается, когда священник находится еще в алтаре (до выноса Креста и Евангелия). Находясь в алтаре, священник молит Господа о даровании ему разума в духовном руко­водстве над кающимися людьми. Как пишет протоиерей Геннадий Нефедов: «Священнику, когда он просит Госпо­да, подается видение тех немощей каю­щегося человека, которые уходят из его сердца.»[27] Священник, преклонив свои колена перед величием Божией правды, берет с престола Крест и Евангелие, что­бы вынести их к народу для совершения Таинства.

Изнесение Креста и Евангелия к месту исповеди

Непосредственно Таинство Покаяния начинается тогда, когда священ­ник выносит из алтаря святой Крест и Евангелие, являя собой образ древне­го пророка Моисея, который вынес с горы Синай народу Израиля скрижали с Божиими заповедями. Также в этот момент происходит символическое изнесение слова Божия из сокровищ­ницы Церкви Господней. Это слово Божие приобщает душу человека к ис­тине и любви, которые принес в этот мир Господь Иисус Христос. Вынос Креста и Евангелия являет также со­бой ту благую весть, которая была принесена Господом в наш мир. Уже в этот момент пришедшие на исповедь должны максимально сконцентриро­вать свое внимание на всех действиях священника и быть готовыми к Таинству Покаяния.

Начальный момент исповеди

После изнесения Креста и Евангелия священник, облаченный в епитрахиль и поручи, приступает к началу чтения мо­литв: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.» Далее священник читает Предначинательные молитвы от Трисвятого до «Отче наш». Все эти молитвы направлены на то, что­бы каждый пришедший на исповедь пос­тепенно начал входить в духовный ритм данного Таинства. После предначинательных молитв начинается покаянное обращение ко Христу. Священник читает «Приидите, поклонимся...», призывая тем самым каждого верующего предать свое тело и душу Господу Иисусу Христу, как нашему Царю и Богу, Который милует всех к Нему приходящих. Далее читает­ся один из самых красивых покаянных псалмов царя Давида, а именно 50-й пса­лом. Его чтением священник приводит пример покаянной исповеди, которую совершил пророк Давид еще в ветхоза­ветные времена. В этом псалме Давид оплакал свое падение и тяжелые грехи, но и, в тоже время, он просит Господа помиловать его, очистить и исцелить. На выработку данных переживаний в душе пришедших на исповедь людей и направ­лено чтение данного псалма. За чтением 50-го псалма следует чтение покаянных тропарей «Помилуй нас, Господи...», «Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом...» и «Милосердия двери отверзи...» Данные тропари также призваны усу­губить покаянное чувство человека, но также и облегчить состояние его души, придать ей чувство покоя и радости пред­стоящего очищения. Таинство Покаяния очищает душу и тело человека, снимает с него груз его прегрешений, и процесс этот начинается с самых первых дейс­твий и молитв священника.

Далее следует чтение священником двух молитв о кающихся. Как поясня­ет протоиерей Геннадий Нефедов: «Обе молитвы — древнейшие по своему происхождению. Эти молитвы за каю­щихся Древняя Церковь возносила меж­ду Литургией оглашенных и Литургией верных»[28]. Первая молитва «Боже Спа­сителю наш...» приводит нам примеры покаявшихся ветхозаветных царей Да­вида (пророку Нафану) и Манассию. Здесь показано, что только великая ми­лость Божия помогла этим людям по­лучить полное прощение своих пре­грешений. Ведь и царь Давид и царь Манассия были виновны в совершении тяжких грехов, однако, по их истин­ном раскаянии, Бог простил им. Также, в данной молитве, приводятся слова Самого Господа о необходимости про­щать грехи своим ближним до седмижды семидесяти раз. Далее следует вторая молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго...» Данная молитва более продолжительная, чем первая, и явля­ет собой непосредственное обращение к Господу Иисусу Христу. В начале мо­литвы идет перечисление тех милостей, которые совершил Сам Господь по отно­шению к грешникам, а также перечисля­ются свойства Божией любви к человеку. Далее идут прошения о помиловании согрешивших, но пришедших испове­доваться людей. Во второй части молит­вы идет упоминание слов Спасителя об особой власти священников разрешать и вязать, что еще раз говорит нам о важной роли священнослужителей в деле совершения Таинства.

По окончании чтения молитв наступает момент, когда священник обраща­ется непосредственно к пришедшим на исповедь людям. Это обращение свя­щенник начинает словами: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля испо­ведание твое.» В данном обращении священник еще раз напоминает всем пришедшим на исповедь, что невиди­мо пред ними стоит Сам Господь Иисус Христос, Который и принимает испо­ведь. Священник выступает как пос­редник между человеком и Богом, од­нако, имеющий право решать и вязать. В самом конце обращения звучат сло­ва, по которым можно сделать вывод о том, что Таинство Покаяния может и не исцелить человека, а, наоборот, усу­губить его падение, если кающийся не отнесется к нему серьезно. Последние слова обращения звучат так: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Отойти неисцеленным — это значит не получить прощения от Бога, утаив какие-либо грехи. Можно не раскрыть свое сердце священнику, но Господь Сердцеведец видит всю нашу жизнь; Ему лишь нуж­но наше искреннее раскаяние в совер­шенных грехах.

Чтение Символа веры

По окончании обращения священни­ка к исповедующимся читается Символ веры. В Древней Церкви, как правило, Символ веры произносился самими ис­поведующимися, а в наши дни его про­износит сам священник от имени всех исповедующихся, а они духовно молят­ся вместе с ним. По словам протоиерея Геннадия Нефедова: «Чтение Символа веры воздвигает в сердце кающегося жи­вую уверенность в возможности пред­стать пред Богом в Таинстве и получить Его помощь для духовного возрожде­ния»[29]. Основанием христианства являет­ся вера в Богочеловечность Христа и Его Жертву за нас, а основанием веры явля­ются установленные Церковью догма­ты. Символ веры по своему устройству и представляет собой изложение основ­ных догматов Православия. Для боль­шего утверждения в вере и преодоления внутреннего страха кающемуся и пред­лагается произнести Символ веры. При этом недостаточно произнести Символ веры только устами, необходимо также и душой засвидетельствовать свою веру.

Вопросы исповедующемуся и его исповедь

По окончании чтения Символа веры начинается собственно исповедь, при­шедших покаяться в своих грехах, лю­дей. По сложившейся в Церкви тради­ции к священнику подходят по очереди кающиеся и исповедают ему свои грехи один на один. В отличие от католиче­ства, где кающийся и священник раз­делены перегородкой в специальном помещении и не видят друг друга, в пра­вославной традиции исповедь проходит лицом к лицу. Этот момент очень важен, т. к. исповедующийся должен преодо­леть свои страх, смущение и гордыню, а это уже знаменует собой часть пока­янного настроя души человека. Как за­мечает о. Михаил Помазанский: «Само называние вслух своих духовных болез­ней и падений перед духовником — ис­поведание грехов — имеет то значение, что в нем преодолеваются: а) гордыня, этот главный источник грехов, и б) уны­ние безнадежности своего исправления и спасения»[30].

По Требнику, во время исповеди свя­щенник может задавать кающемуся раз­личные вспомогательные вопросы, ко­торые могут помочь человеку осознать именно свои грехи и достичь полноты покаяния. Все обращения священника к исповедующемуся разделены в Треб­нике на определенные группы, и каж­дое из обращений начинается словами: «Рцы ми, чадо...» Данные группы вклю­чают в себя определенные грехи, свя­занные между собою общей духовной сутью: грехи против чистоты и правиль­ности христианской веры, грехи против плоти (блудные), грехи против запове­дей Господних, грехи против родителей (как плотских, так и духовных), несо­блюдение постов и т. д.

После заданных вопросов священник должен выслушать собственно исповедь пришедшего с раскаянием человека. Несомненно, что исповедь представля­ет собой раскрытие человеком всех сво­их греховных дел и помыслов в свобод­ной форме. Исповедующийся должен раскрыть все свои греховные поступки и помыслы, при этом ничего не утаи­вая; иначе он только усугубляет совер­шенные грехи. Правда бывает ситуация, когда из-за слишком сильного смуще­ния или по иным причинам человеку трудно исповедать свои грехи устно, и тогда он просто отдает священнику за­писку с перечислением совершенных им грехов. И здесь очень важно, чтобы записка с перечислением совершен­ных грехов не заменяла бы человеку его собственное слово покаяния, идущее от сердца и души. В этом случае такая за­пись грехов должна стать лишь помо­щью человеку во время устного покая­ния. Преподобный Макарий Оптинский по этому поводу писал следующее: «..в случае смущения и забвения грехов сво­их можно, идя к Таинству, записать оные для памяти и при забвении, с позволе­ния духовника, посмотреть в записку и объяснить ему. Подобные примеры встречаются в житиях и учениях святых отцов»[31]. Некоторые верующие сомнева­ются по поводу того, стоит ли испове­довать свои помыслы, ведь они еще не являются действиями. Отвечая на дан­ный вопрос, архимандрит Алексий (По­ликарпов) пишет: «мы знаем, у святых отцов написано, что ученики приходили к старцам и открывали свои помыслы, совершенные за день или даже в течение более короткого времени. Откровение помыслов — это хорошо, если у нас есть желание открывать помыслы именно о себе.»[32] Таким образом, исповедание по­мыслов не вредит, а, наоборот, приносит пользу душе человека.

Исповедуя свои грехи, необходимо четко и ясно называть каждый грех, не вдаваясь в общие рассуждения. По это­му поводу о. Александр Ельчанинов пи­сал: «Говорить надо точно, не затемняя неприглядность греха общими выраже­ниями (например, «грешен против 7-й заповеди»)»[33]. С другой стороны, не сто­ит и вдаваться в подробности соверше­ния греха, чтобы это не стало соблазном в дальнейшем. Отец Никон (Воробьев) замечал: «На исповеди. требуется пе­речислить те грехи, которые остались в памяти и тревожат совесть, а прочие об­щим итогом исповедать: словом, делом, помышлением согрешали»[34].

Необходимо избегать во время испо­веди самооправдания перед священни­ком или перекладывания ответствен­ности за свои грехи на других, памятуя о том, что все мы грешны, а значит оп­равдать нас может только Сам Бог; гре­хи других людей, в данный момент, так­же не должны касаться нашей личной исповеди, т. к. мы держим ответ только за свои поступки.

Церковь выработала правило снача­ла исповедовать наиболее тяжелые гре­хи, т. к. именно от них человеку, в первую очередь, необходимо очистить свою душу. Однако, при этом, необходимо не забыть исповедать и все остальные свои прегре­шения. Очень часто среди верующих воз­никает также вопрос о том, следует ли ис­поведовать ранее исповеданные грехи. По этому поводу один из Оптинских старцев, преподобный Макарий, писал: «должно ли говорить на исповеди прежде испове­данный грех..? Когда после исповеди не было греха того же, то не нужно повто­рять, а когда спросят, сказать: после испо­веди не было — и если тот же духовник, то ему уже известна .исповедь»[35].

Исповедь должна представлять собой именно раскаяние человека в совер­шенных грехах и его искреннее стрем­ление больше их не повторять. Она не должна превращаться просто в беседу со священником, т. к. для этого отводится совершенно иное время после службы. Приведем здесь отрывок из работы о. Александра Ельчанинова «Беседа перед исповедью»: «важно различать испо­ведь и духовную беседу, которая может совершаться и вне Таинства, и лучше, если совершается отдельно от него, так как беседа, хотя и о духовных предметах, может рассеять, расхолодить исповедую­щегося, вовлечь в богословский спор, ослабить остроту покаянного чувства. Исповедь не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомле­ние духовника о себе и более всего — не «благочестивый обычай». Исповедь — горячее покаяние сердца, жажда очи­щения, идущая от ощущения святыни, умирание для греха и оживание для свя­тости»[36]. Вопрос о том, насколько покая­ние человека является действительно истинным, святые отцы решают исходя из заповеди о любви Божией к человеку. Так, преподобный Макарий Оптинский писал: «когда Вы приступаете к Таин­ству исповедания с верой и смирением, подобно как мытарь, то Вам не нужно видеть ничего, кроме сего, а оценит Тот, Кто весть тайная сердца нашего.»[37]

«Завещание»

По окончании исповеди священник обычно произносит «Завещание» покаяв­шемуся человеку. Оно представляет со­бой особый род наставления, в котором священник убеждает человека не повто­рять исповеданные грехи. Характерно, что в «Завещании» покаяние называется «вторым крещением», где под этим по­нимается, именно, духовное перерож­дение человека в его отказе от прошлых грехов. Здесь также стоит добавить, что в переводе с греческого языка слово «по­каяние» — μετάνοια (метанойя), также оз­начает «коренное изменение сознания», «перемена ума», «перемена мыслей», т. е. отказ от прошлых грехов, духовное виде­ние своих грехов и новая жизнь без них. Господь Иисус Христос в Своей пропове­ди призывал человека именно к этому — изменить не только дела, но и мысли, обратить всего себя лицом к Богу, а не к греху. Весь смысл истинного покаяния сводится к тому, чтобы человек не только исповедал свои грехи, но и изменил свое сознание по отношению к ним, а, вслед за этим, и поступки. Свидетельством то­го, что истинное покаяние действитель­но меняет сознание человека, является состояние болящей души. Наличие ду­ховных переживаний по поводу совер­шенных грехов свидетельствует о том, что исцеление уже близко. Об этом нам достаточно ясно говорят многие святые отцы Православия. Так, преподобный Анатолий (Зерцалов) в одном из писем к своему духовному чаду писал: «скажу по секрету, что злой не кается и не окаявает себя, а ты болишь об этом, а такая болезнь есть хороший признак — при­знак возможности исцеления»[38]. Таким образом, человек, исповедовавший свои грехи и принявший «Завещание», пола­гает начало нового своего жительства в лоне Церкви.

Чтение молитв над покаявшимся человеком

После произнесения «Завещания» покаявшийся человек встает на колени (либо преклоняет голову) и священник, накрыв его голову епитрахилью, чита­ет над ним ряд молитв. Первая молитва «Господи Боже спасения рабов Твоих...» несет в себе испрошение милости к по­каявшемуся у Самого Господа Иисуса Христа. Священник просит Господа простить покаявшемуся человеку все его вольные и невольные грехи, а также соединить его со Святой Православной Церковью. Об этой молитве о. Иоанн (Крестьянкин) говорил следующее: «..по окончании Таинства Покаяния, перед прочтением разрешительной мо­литвы, священником читается молитва о принесших покаяние. молится свя­щенник, совершающий Таинство Ис­поведи, о присоединении нас, отторг­нувших самих себя греховной жизнью от Церкви»[39]. Вторая молитва «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию...» является тайносовершительной, т. ев момент чтения данной молитвы про­исходит Таинство принятия и проще­ния грехов Самим Господом Иисусом Христом. В данной (разрешительной) молитве священник молит Господа о прощении кающемуся человеку всех его прегрешений. Также в молитве еще раз указывается на право священни­ка разрешать и вязать на земле поступ­ки людей — право, данное священни­ку Господом Иисусом Христом. О том, какое значение уделяет Церковь чте­нию разрешительной молитвы, мы мо­жем узнать из слов о. Иоанна (Крестьянкина), который говорил следующее: «тяжесть кома греховного, который мы успеваем накатать в душе, будет да­вить до тех пор, пока над головой ис­кренне покаявшегося грешника во вре­мя Таинства Исповеди (Покаяния) не будет прочитана священником, имею­щим по благодати священства власть разрешать грехи, разрешительная молитва»[40]. Преподобный Антоний Оптинский свидетельствует: «когда духов­ный отец, по данной ему от Бога влас­ти, сказал...: «Прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих», эти слова долж­но принять так, что языком его произ­нес оные Сам Иисус Христос, и в ту же самую минуту разрешение оное под­тверждается на небеси Богом Отцом и Святым Духом. Видите, сколь милостив Бог к кающимся грешникам!»[41] Харак­терно, что преподобный Антоний пи­шет и о том, что священник, несмотря на свое право, может разрешить далеко не все грехи. Бывают ситуации, когда прощения грехов не происходит. Пре­подобный Антоний Оптинский об этом пишет следующее: «только те грехи духовный отец разрешить не может, ко­торые грешник с намерением утаивает от стыда и страха, каковых грехов и Сам Бог не прощает»[42]. В завершение чита­ется молитва «Достойно есть» и Слава и ныне.

Завершение

По окончании чтения молитв священ­ник должен перекрестить главу челове­ка в знак завершения молитв и закреп­ления благодати Таинства Покаяния. Епитрахиль, которой священник по­крывает главу кающегося, символизиру­ет собой руку епископа, т. к. в Древней Церкви существовала именно такая практика — епископ возлагал свою ру­ку на главу кающегося человека. После данного действия покаявшийся чело­век должен встать и, перекрестившись, поцеловать святой Крест и Евангелие, лежащие на аналое. Это символизирует собой примирение человека с Богом и Его Церковью и почтение данных свя­тых предметов. Далее человек получает благословение священника, что окон­чательно знаменует совершение Таинст­ва Покаяния. Для человека принесшего покаяние существует такая опасность, как сомнение в отпущении ему грехов Господом Богом. Возможны случаи, ко­гда человек, несмотря на свое искреннее покаяние, все же сомневается в совер­шении Таинства. В связи с этим чувст­вом человек начинает впадать в уныние. С одной стороны, все это характеризует искреннее чувство раскаяния человека, который настолько осознал свое паде­ние, что ему тяжело принять факт своего прощения. Однако, с другой стороны, такое поведение характеризует и мало­верие человека, его сомнения в любви Господа и Его милости к истинно пока­явшимся людям. Разбирая данную си­туацию, преподобный Антоний Оптинский писал: «Сомнение. о разрешении грехов своих есть действие противного духа, и весьма опасное, коему отнюдь не должно верить. Хотя бы мы с Вами грехами своими превзошли от века всех грешников, то и в то время отчаиваться не должно в милосердии Божием; ибо Он того ради и Сына Своего Едино­родного послал с небес в мир, да спасет грешные.»[43] Также отметим слова игу­мена Оптиной пустыни о. Никона (Во­робьева), который писал о смущении после исповеди следующее: «смуще­ние после исповеди или от врага, или от сознательного скрытия каких-либо грехов. Если скрыли — в другой раз ис­поведуйте все, и сокрытое, а если это­го нет, то и обращать внимания нечего, а гнать, как и все прочие вражие мысли и чувства»[44].

В заключение Таинства следует отпуст, а также увещание священника к покаяв­шемуся человеку по исповедании грехов.

 

ЕПИТИМИЯ

Говоря о Таинстве Покаяния, стоит отдельно остановиться на таком свя­щенническом праве, как наложение епитимии. Епитимия (в переводе с гре­ческого — «наказание») — это особого рода духовное упражнение, налагаемое священником на верующего с целью искоренения грехов и дополнительной духовной закалки. Как пишет протоие­рей Геннадий Нефедов: «Цель епитимии состоит в том, чтобы исправить жизнь грешника, сделать его способным к осознанию и прочувствованию тяжести соделанных грехов»[45]. Таким образом, епитимия необходима, как своего ро­да духовное лекарство для пораженной грехом души человека. Это подтвержда­ют и слова протоиерея Николая Мали­новского: «В церкви православной под епитимиями разумеются запрещения или духовные наказания за грехи и вооб­ще дела покаяния, налагаемые духовни­ком на некоторых из кающихся, смотря по важности грехов и состоянию совес­ти кающихся, с целью уврачевания их нравственных болезней.»[46] Наложить епитимию может только священник или епископ (но не диакон); при этом важно знать, что и разрешить от епитимии (т. е. снять ее) должен именно этот же свя­щеннослужитель.

Епитимии, как особые духовные уп­ражнения, могут иметь разные формы — это и дополнительный пост, и колено­преклонение с чтением определенных молитв, и дела милосердия к ближним, и чтение определенной духовной лите­ратуры и т. д. Как правило, налагая епитимию, священник устанавливает опре­деленный срок ее исполнения. Степень епитимии должна быть соразмерной тя­жести совершенных грехов. Митрополит Филарет (Дроздов), раскрывая смысл наложения епитимий, писал: «по не­обходимости предписываются кающе­муся некоторые особые благочестивые упражнения и некоторые лишения, их цель — освобождение от неправды гре­ха и преодоление греховной привычки, как, например, пост сверх положенно­го для всех, а за тяжкие грехи — отлуче­ние от Святого Причащения на опреде­ленное время»[47]. По установившейся в Церкви традиции епитимия налагается непосредственно в момент совершения Таинства Покаяния, т. е. именно тогда, когда человек сознается в своих гре­хах. В тоже время, Церковь рекоменду­ет подходить к делу наложения епити­мий очень осторожно и рассудительно. Священник должен остерегаться нало­жения несправедливой епитимии, т. к. она может пойти не во благо, а, наобо­рот, во вред человеку. Также, налагая епитимию, священнику следует учиты­вать ряд обстоятельств: степень тяже­сти совершенных человеком грехов, ис­кренность его покаяния, его духовные и телесные силы в деле исполнения воз­можной епитимии. Так, например, свя­щенник Александр Ельчанинов в своей работе «Советы молодым священникам» писал: «Епитимья — это памятка, урок, упражнение; она приучает к духовному подвигу, рождает вкус к нему; необходи­мо ее ограничивать точным сроком, на­пример, прочесть 40 акафистов и т. п.»[48].

Со своей стороны, человек, на кото­рого налагается епитимия, должен от­носиться к ней со всей серьезностью и быть готовым ее исполнить. В тоже вре­мя, верующий не должен ее бояться, а должен воспринимать ее, как полезное духовное упражнение, необходимое для искоренения своих страстей. Епитимия — это не наказание, а особая форма ду­ховного врачевания человека. Как писал о. Николай Малиновский: « хотя епитимии и являются особого рода нака­заниями, но они суть наказания только исправительные, отеческие. по отно­шению к согрешившим, точно такие, о каких говорит апостол: егоже лю­бит Господь, наказует (Евр. 12: 6).»[49] Неисполнение же наложенной епитимии может иметь более серьезные пос­ледствия, чем совершенный перед этим грех, т. к. это уже двойное нарушение за­конов Церкви.

По исполнении наложенной епитимии верующий приходит к священни­ку, и священник снимает с него данную епитимию, читая особое разрешение.

Интересно отметить следующий ис­торический факт. В период с XI по XII века на Руси уже сформировалась прак­тика наложения епитимий. Однако она несколько отличалась от нынешней тра­диции. Так, например, чем благочести­вее был человек, тем большая на него налагалась епитимия, и, наоборот, ме­нее благочестивые миряне исполняли более легкую епитимию. Также сущест­вовала традиция, при которой человеку, на которого была наложена епитимия, могли помогать в ее исполнении родные и близкие, а супругу — его вторая поло­вина. Таким образом, мы видим, что, не меняя своей сущности, тем не менее, традиция епитимий является живой тра­дицией и видоизменяется в соответствии с жизненной эпохой. Однако, при этом, каноны Церкви Христовой остаются не­изменными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таинство Покаяния в своей сущнос­ти и очень простое, и очень сложное одновременно. Вся простота исповеди заключается в том, что искреннее, иду­щее от сердца покаяние, Господь Иисус Христос готов принять от абсолютно любого человека. Необходимо толь­ко быть честным перед самим собой и Господом Иисусом Христом. Сложность же данного Таинства состоит в том, что далеко не каждый человек готов рас­крыть свою душу, побороть в себе сму­щение и гордыню и прийти к Господу в храм Божий. Особенно тяжело сделать такой шаг человеку, который только приобщается к вере, храму и, в целом, религиозной жизни. Хорошим под­спорьем здесь могут послужить выска­зывания и советы святых отцов и под­вижников Православия. Так о. Никон (Воробьев), игумен Оптиной пустыни, пишет: «Будьте мирны и надейтесь на Христа. Что беспокоит совесть, то ис­поведуйте, а прочее — общим итогом. Господь знает все и за веру и покаяние прощает все, и принимает в Царствие Небесное, не лишит Он этого и Вас»[50].

Еще в начале своего пути к Таинству Покаяния, человек уже совершает оп­ределенный духовный и телесный под­виг, а именно, соблюдает пост, усиленно молится и осознает совершенные гре­хи. Уже в этих первых шагах человека на пути к покаянию, мы можем увидеть и своеобразное начало Таинства. Здесь еще нет священника, нет храмовой об­становки, нет богослужебных текстов и молитв, но есть уже самое главное — человеческое раскаяние. Признание своих ошибок в деле исполнения за­поведей Господних, а за признанием ошибок — смирение перед Господом. За смирением следует добровольное пре­дание себя на суд Божий, но также и на милость Божию. Только после всех этих духовных ступеней личного покаяния начинается у человека путь к Таинству Покаяния в храме. Следует определен­ная духовная и телесная подготовка к Таинству, а потом — путь в храм Божий. Именно здесь и вступает в дело священ­ник, принимая пришедшего на исповедь человека. В храмовой обстановке чело­век чувствует себя более сконцентриро­ванным на том Таинстве, в котором он участвует, а результатом такой духовной концентрации является осознанное и искреннее исповедание своих грехов. Как учит Православная Церковь, в мо­мент покаяния и должно в человеке про­изойти то коренное изменение сознания, которое не позволило бы ему в дальней­шем возвращаться к своим страстям. Именно это, по учению святых отцов, и должно быть целью человеческого по­каяния — не простое изложение своих грехов, а уничтожение их в своем разу­ме, сердце и душе. Если человеку удает­ся добиться такого результата, то значит, он уже меняет свое сознание в сторону праведности, а не падения. Отсекая от себя свои страсти и грехи, очищая свое сердце, ум и душу, человек получает ту благодать, которая снисходит на него от Пресвятой Троицы. Конечно, страсти, искушения и соблазны никуда не исче­зают, а лишь на время отступают, но, тем более, человек должен сохранять, полу­ченную им в Таинстве Покаяния, чисто­ту своей природы. Именно это чувство и сознание и выносит человек, выходя­щий из храма. Хорошо данное состоя­ние определяют слова протопресвитера Михаила Помазанского: «Облегченный от бремени грехов человек вновь ожива­ет духовно и становится способным ук­репляться и совершенствоваться в доб­ром христианском пути»[51].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Время покаяния. Сборник. Данилов мужской монастырь. М.: Даниловский благовестник, 2008.

2. Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. М.: Свято-Успен­ский Псково-Печерский монастырь. Отчий дом, 2008.

3. Малиновский Н., прот. Очерк Пра­вославного догматического богословия. М.: Изд-во ПСТГУ, 2003.

4. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М.: Русский хронографъ, 2004.

5. Никон (Воробьев), игум. Нам остав­лено покаяние. М.: Издательство Сре-тен ского монастыря, 2009.

6. Помазанский М., протопр. Право­славное догматическое богословие. М.:

Даръ, 2005.

7. Православие. Полная энциклопе­дия. СПб.: Издательская группа «Весь»,

2007.

8. Прп. Анатолий (Зерцалов). Сле­довать воле Божией. М.: Издательство Сре тен ского монастыря, 2008.

9. Прп. Антоний Оптинский. Наука о преданности воле Божией. М.: Изда­тельство Сретенского монастыря, 2009.

10. Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сре­тенского монастыря, 2007.

11. Свт. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. М.: Изда­тельство Сретенского монастыря, 2002.




[1] Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сретенского монасты­ря, 2007. С. 39.

[2] Прп. Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией. М.: Издательство Сретенского монас­тыря, 2008. С. 295.

[3] Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Пра­вославной Церкви. М.: Русский хронографъ, 2004. С. 72.

 

[4] Время покаяния. М.: Даниловский благовестник, 2008. С. 224

[5]Малиновский Н., прот. Очерк православно­го догматического богословия. М.: ПСТБИ, 2003. Ч. 2. С. 202.

[6] Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сретенского монасты­ря, 2007. С. 39.

 

[7]Прп. Антоний Оптинский. Наука о предан­ности воле Божией. М.: Издательство Сретенс­кого монастыря, 2009. С. 199.

[8]Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт пост­роения исповеди. М.: Отчий дом, 2008. С. 8.

[9] Свт. Филарет (Дроздов), митр. Православ­ный катехизис. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2002. С. 126.

[10] Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. М.: Даръ, 2005. С. 343.

[11] Там же. С. 343.

[12] Время покаяния. М.: Даниловский благовестник, 2008. С. 265.

[13]Там же. С. 268.

[14]Там же. С. 268—269.

[15] Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт пост­роения исповеди. М.: Отчий дом, 2008. С. 9.

[16] Прп. Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией. М.: Издательство Сретенского монас­тыря, 2008. С. 85

[17]Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. М.: Даръ, 2005.

С. 345.

[18]Там же. С. 346.

[19] Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт пост­роения исповеди. М.: Отчий дом, 2008. С. 7.

[20] Там же. С. 15

[21]Там же. С. 23.

[22] Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сретенского монас­тыря, 2007. С. 203

[23] Малиновский Н., прот. Очерк Православ­ного догматического богословия. М.: ПСТБИ, 2003. Ч. 2. С. 203

[24]Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сретенского монасты­ря, 2007. С. 140.

[25] Прп. Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией. М.: Издательство Сретенского монас­тыря, 2008. С. 99.

[26] Время покаяния. М.: Даниловский благовестник, 2008. С. 150.

[27] Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Пра­вославной Церкви. М.: Русский хронографъ,

2004. С. 84.

 

[28] Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Пра­вославной Церкви. М.: Русский хронографъ,

2004. С. 112

[29] Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Пра­вославной Церкви. М.: Русский хронографъ,

2004. С. 113.

 

[30] Помазанский М.: протопр. Православное догматическое богословие. М.: Даръ, 2005. С. 343.

[31] Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сретенского монасты­ря, 2007. С. 204.

[32]Время покаяния. М.: Даниловский благовестник, 2008. С. 323—324.

[33]Там же. С. 272.

[34]Никон (Воробьев), игум. Нам оставлено покаяние. М.: Издательство Сретенского мо­настыря, 2009. С. 158.

[35] Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сретенского монасты­ря, 2007. С. 61.

[36] Время покаяния. С. 267

[37] Прп. Макарий Оптинский. Там же. С. 169.

[38] Прп. Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией. М.: Издательство Сретенского монас­тыря, 2008. С. 113

[39] Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт пост­роения исповеди. М.: Отчий дом, 2008. С. 8—9.

[40] Там же. С. 8.

[41]Прп. Антоний Оптинский. Наука о предан­ности воле Божией. М.: Издательство Сретенс­кого монастыря, 2009. С. 204.

[42]Там же. С. 204—205.

[43]Прп. Антоний Оптинский. Наука о пре­данности воле Божией. М.: Издательство Сре­тенского монастыря, 2009. С. 205.

[44]Никон (Воробьев), игум. Нам оставлено покаяние. М.: Издательство Сретенского мо­настыря, 2009. С. 158.

[45] Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Пра­вославной Церкви. М.: Русский хронографъ,

2004. С. 120

[46] Малиновский Н., прот. Очерк Православ­ного догматического богословия. М.: ПСТБИ, 2003. Ч. 2. С. 207

[47] Свт. Филарет (Дроздов), митр. Православ­ный катехизис. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2002. С. 128

[48] Время покаяния. М.: Даниловский благовестник, 2008. С. 275.

 

[49] Малиновский Н. прот. Там же. С. 208.

[50] Никон (Воробьев), игум. Нам оставлено покаяние. М.: Издательство Сретенского мо­настыря, 2009. С. 163

[51] Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. М.: Даръ, 2005. С. 342.