Молитвослов Православного Воина

Москва, 2011

 

Православная библиотека Золотой Корабль, 2012

 


УДК 243 ББК 86.372 М 75

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

(ИС11-025-2758)

М 75 Молитвослов православного воина. — М.: Благовест, 2011. — 80 с.

УДК 243 ББК 86.372

ISBN 978-5-9968-0047-6

© Издательство «Благовест»  — текст, оформление, оригинал-макет, 2011

 

С одержание

Молитвы перед сражением

Во время бедствия и при нападении врагов

О ненавидящих и обидящих нас 

Молитвы святым

Молитвы утренние 

Молитвы на сон грядущим (вечерние) 

Молитвы ко Святому Причащению 

Благодарственные молитвы по Святом Причащении 

Молитвы разные 

Молитвы об усопших

Защитники Отечества

Жития святых, по молитвам которых Господь являл чудесную помощь сражающимся на поле брани 

Заповеди Божии 

О молитве

Молитвы

переД сражением[1]

 

Тропарь Кресту (молитва за Отечество),

глас 1-й

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным хри­стианам на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Кресту, глас 4-й

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобеди мую победу.

 


Во время бедствия и при нападении врагов

Тропарь, глас 4-й

Скоро предвари, прежде даже не поработим­ся врагом, хулящим Тя и претящим нам, Хри­сте Боже наш: погуби Крестом Твоим борющия нас, да уразумеют, како может православных вера, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й

Возбранный Воеводо и Господи, ада Побе­дителю! Яко избавлься от вечныя смерти, по­хвальная восписую Ти, создание и раб Твой; но яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Псалом 90-й

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща[2] и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща и тьма[3] одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче[4] очима твоима смотриши, и воздаяние грешни ков узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго по­ложил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспи­да и василиска[5] наступиши и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.


Молитва Кресту Господню

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от ли­ца огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякаго супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Гос­подень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Тропари, глас 6-й

Господи Сил, с нами буди: иного бо, разве Тебе[6], Помощни ка в скорбех не имамы. Господи Сил, помилуй нас.

Всесвятая Богородице, во время живота[7] мое­го не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя.

Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Кондак Пресвятой Богородице, глас 8-й

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но яко имущая дер­жаву непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Молитвы ко Господу

Спасителю мой! Ты положил еси душу Свою, во еже[8] спасти нас, Ты заповедал еси и нам полагати души своя за други и за ближних наших. Темже радостно иду аз исполнити святую волю Твою и положити жизнь свою за Отечество. Воо­ружи мя крепостию и мужеством на одоление врагов, даруй ми веру твердую и упование, яко не умру, но жив буду во Царствии Твоем. Аминь.

 


Господи Боже наш, послушавый Моисея, простерша к Тебе руце, и люди Израилевы укрепивый на Амалика, ополчивый Иисуса Навина на брань и повелевый солнцу стати: Ты и ныне, Владыко Господи, услыши нас, молящихся Тебе. Укрепи силою Твоею страну нашу и воинство ея, брани умири и мир утверди. Посли, Господи, невидимо десницу Твою, рабы Твоя заступающую во всех; а имже судил еси положити на брани души своя за веру и Отечество, прости согрешения их и в день праведнаго воздаяния Твоего воздай венцы не­тления: яко Твоя держава, Царство и сила, от Те­бе помощь вси приемлем, на Тя уповаем, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О ненавидящих и обидящих нас

Тропарь, глас 4-й

0 распенших Тя моливыйся, любодушне[9] Господи, и рабом Твоим о вразех молитися по­велевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе приносим; да в согласном едино­мыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.

Кондак, глас 5-й

Якоже первомученик Твой Стефан о уби­вающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.

Молитва, умиревающая во вражде сущих

Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшаго роду че­ловеческому, даровавшаго и ныне мир рабом Твоим: вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди, угаси всякую распрю, отыми вся разгласия соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков Аминь.


Молитва великомученика Феодора Стратилата

Господи Боже Всесильный, всех уповающих на милость Твою не оставляяй, но защищаяй их! Буди мне милостив и соблюди мя от прелести вражия Твоим защищением, да не паду пред сопротивники моими и да не порадуется враг мой о мне. Предстани мне, Спасителю мой, в подвизе сем за имя Твое святое. Ты мя укрепи и утверди и подаждь силу стати мужественно за Тя до крове и положити душу мою по любви к Тебе, якоже и Ты, возлюбив нас, положил еси на Кресте душу Свою за ны. Аминь.

Молитва мученика Евтропия Воина в ранах и страданиях

Боже Вседержителю, Благий и Милостивый, Помощниче во узах и Податель мужественнаго терпения в муках! Даждь нам терпение в ранах сих и прииди на помощь к нам, якоже к рабу Твоему мученику Феодору пришел еси и помогл ему, и всесиль ною Твоею помощию яви всем, яко мы воистину Тя единаго имамы Господа Спаса и Тебе Единому покланяемся, славяще Тя со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

Молитвы святым

Архистратигу Божию Михаилу

Святый и великий Архистратиже Божий Михаиле, низпровергий с Небесе диавола и воинство его! К тебе прибегаем с верою и тебе молимся с любовию, буди щит несокрушим и забрало твердо святей Церкви и православному Отечеству нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди Ангел Хранитель, премудр советодатель и споспешник предводителем нашим. Буди вождь непобедим христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси, противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его. Аминь.

Мученику Иоанну Воину

О мучениче Христов Иоанне Воине! Храбрый во бранех и скорый заступник православных хри­стиан в бедах и напастех, по данной ти от Бога бла­годати! Буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. Воинству нашему победу на сопротивныя даруй, да смирятся те, и вразумятся, и Бога истиннаго познают и святую Его Церковь Православную. Мы же грешнии да сподобимся прославляти Господа Спаса нашего во Царствии Его вкупе с тобою во веки. Аминь.

Великомученику Георгию Победоносцу

О всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Умоли Человеколюбца Бога, скорый помощниче всех призывающих тя, да не осудит нас, грешных, по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости и подаст православному Отечеству нашему и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление; да укрепит государство Россий ское непременяемым миром и благоволением; изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его и неосужденным предстати пре­столу Господа славы. Аминь.

Благоверным князьям страстотерпцам Борису и Глебу

О двоице священная, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою чистою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Будите нам теплии заступницы, оградите всех нас от всякия скорби, озлобления и внезапныя смер ти. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, споспешествуйте державе Российстей в победе на сопротивныя, якоже неко­гда благоверному князю Александру Невскому, да несут Российстии воини страх врагом и мир земли нашей, да тихое житие поживут людие во всяком благочестии и прославляют Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Благоверному князю Александру Невскому

Скорый помощниче всех, усердно к тебе прибегающих, и теплый наш пред Господем пред стателю, святый благоверный великий княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя, из глубины сердца к тебе взывающия: ты в житии твоем ревнитель и за­щитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непо­колебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию, пребывати коегождо в неже при зван есть, настави. Ты, победив полки супо­статов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное жи­тие, и ныне праведно венцем нетленным увен­чанный, на Небесех царствуеши, исходатай­ствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное. Предстоя же со всеми святыми престолу Божию, молися о всех православных христианех, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим Бога во Святей Троице, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Благоверному князю Димитрию Донскому

О святый благоверный великий княже Димитрие! Аще и не мнози быша дние земнаго жи­тия твоего, обаче велик жребий приял еси от Содетеля всех Господа, еже прославитися в зем­ли Российстей и блаженство вечное на Небесех получити. Услыши нас, молитвенниче теплый, предстателю наш пред Господем неусыпный! Во дни мира и в годину нестроений не остави нас попечением твоим. Научи ны покорны быти Бо­жественному Промышлению, вся в житии нашем ко благу направляющему. Отече ство наше мо­литвами твоими от нашествий вражиих, раздоров и нестроений защити и укрепи теплым твоим предстательством, да знаменается на нас свет Ли­ца Божия, и тем наставляеми, достигнем Царства Правды Христовы нескончаемаго и вечнаго. Аминь.


молитвы утренние

Начальные молитвы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый[10] и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава, и ныне[11]:

Молитва Господня[12]

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну[13].


Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти. Се бо в безза­кониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя пу­тем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хва­лу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и сми­ренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, бла­говолением Твоим Сиона, и да созиждутся сте­ны Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда воз­ложат на олтарь Твой тельцы.

Символ веры[14]

1) Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невиди­мым. 2) И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3) Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Ма­рии Девы, и вочеловечшася. 4) Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5) И воскресшаго в третий день по Писанием. 6) И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. 7) И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8) И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9) Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. 10) Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11) Чаю вос­кресения мертвых, 12) и жизни будущаго века. Аминь.

Молитва святого Макария Великого

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою, но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя; да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святого Василия Великого

Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокро­венная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременения или преложения осенение[15]; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.

Молитва Ангелу хранителю

Святый Ангеле, предстояй окаянней моей души и страстней моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздер­жание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Анге­ле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго иску­шения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя, раба, Своея благости. Аминь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса роди­ла еси душ наших.

Тропарь Кресту (молитва за Отечество)

Спаси, Господи, люди Твоя... (см. с. 3).

Молитва о живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго, родителей моих, сродников, начальни­ков, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: [родителей моих], сродников, благодетелей (име­на их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Окончание молитв

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Бо­городицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды).


Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Молитвы на сон грядущим (вечерние)

Начальные молитвы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный.Святый Боже.Пресвятая Троице...Отче наш... (см. с. 16).

Молитва святого Макария Великого к Богу Отцу

Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и по­мышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оск­верняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 


Молитва святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу

Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай. Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть. Ты убо, Господи, Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, спяща мя сохра­ни немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложе моем: просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего, душу любовию Креста Твоего, сердце чистотою словесе Твоего, тело мое Твоею страстию безстрастною, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время по­добно на Твое славословие. Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во веки. Аминь.

Молитва ко Пресвятому Духу

Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя, грешна­го раба Твоего, и отпусти ми, недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко чело­век, паче же и не яко человек, но и горее[16] ско­та, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя, яже от юности и науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих[17], или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвен бых сердцем; или неподобная гла­голах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о мо­литве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. По­милуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпус­ти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз; и поклонюся, и воспою, и про­славлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Едино­родным Его Сыном, ныне и присно, и во веки. Аминь.

Молитва святого Петра Студийского ко Пресвятой Богородице

К Тебе, Пречистей Божией Матери, аз, ока­янный, припадая, молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твое­го и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: не ужели Господь поразит мя, и по часе паки[18] таяжде творю; ведущи сия, Владычице моя Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и благая творити да подаси ми. Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела[19], и всею мыслию люблю закон Бога мо­его; но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, та и люблю, а благая преступаю. Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Тво­его и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Ангелу хранителю

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми про­сти, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя, грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благос­ти и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.


Кондак Пресвятой Богородице

Взбранной Воеводе... (см. с. 7).

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.

Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Молитва святого Иоанникия

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе.

Окончание молитв

Достойно есть... (см. с. 7).

Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него.

Молитва Кресту Господню

Да воскреснет Бог. (см. с. 6).

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в но­щи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Исповедание грехов повседневное

Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Твор­цу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу и Сыну и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, по­мышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством[20], рев нованием, завистию, гневом, памятозлобием[21], ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, ося занием и прочими моими грехи, душевны­ми вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах и ближняго моего онеправ­довах; о сих жалея, винна себе Тебе, Богу мо­ему, представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами сми­ренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Че­ловеколюбец.

Когда отходишь ко сну, произноси:

В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой; Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.

Молитвы ко Святому Причащению

Молитва святого Иоанна Златоустого

Боже, ослаби, остави, прости ми согре­шения моя, елика Ти согреших, аще словом, аще делом, аще помышлением, волею или не­волею, разумом или неразумием, вся ми про­сти, яко благ и Человеколюбец, и молитвами Пречистыя Твоея Матере, умных[22] Твоих слу­жителей и святых сил, и всех святых, от века Тебе благоугодивших, неосужденно благоволи прияти ми святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь во исцеление души же и тела, и во очищение лукавых моих помышлений. Яко Твое есть Царство и сила и слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Несмь доволен[23], Владыко Господи, да внидеши под кров души моея; но понеже хощеши Ты, яко Человеколюбец, жити во мне, дерзая приступаю; повелеваеши, да отверзу двери, яже Ты един создал еси, и внидеши со че­ловеколюбием якоже еси; внидеши и просвещаеши помраченный мой помысл. Верую, яко сие сотвориши: не бо блудницу, со слезами пришедшую к Тебе, отгнал еси; ниже мытаря1 отвергл еси покаявшася; ниже разбойника, познавша Царство Твое, отгнал еси; ниже го­нителя покаявшася оставил еси, еже бе: но от покаяния Тебе пришедшия вся в лице Твоих другов вчинил еси, един сый благословенный всегда, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Боже мой, ослаби, остави, очисти и прости ми, грешному, и непотребному, и недостойному рабу Твоему, прегрешения и согрешения, и грехопадения моя, елика Ти от юности моея даже до настоящаго дне и часа согреших: аще в разу­ме и в неразумии, аще в словесех или делех, или помышлениих и мыслех, и начинаниих, и всех моих чувствах. И молитвами безсеменно рождшия Тя,  Пречистыя и Приснодевы

Марии, Матере Твоея, единыя непостыдныя надежды и предстательства и спасения мое­го, сподоби мя неосужденно причаститися пречистых, безсмертных, животворящих и страшных Твоих Таинств, во оставление гре­хов и в жизнь вечную; во освящение и про­свещение, крепость, исцеление, и здравие души же и тела и в потребление и всесовершенное погубление лукавых моих помыслов и помышлений, и предприятий, и нощных меч­таний, темных и лукавых духов; яко Твое есть Царство и сила, и слава, и честь, и покло­нение со Отцем и Святым Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Благодарственные молитвы по Святом Причащении

Слава Тебе, Боже (трижды).

Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благода­рю Тя, яко мене недостойнаго, причаститися пречистых Твоих и небесных Даров спо­добил еси. Но Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинст­ва, во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение пре­мудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение, да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать по­минаю всегда, и не ктому себе живу, но Те­бе, нашему Владыце и Благодетелю; и тако сего жития изшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный, и безконечная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание, и неизреченное веселие любящих Тя, Хрис­те Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь.

Молитва святого Василия Великого

Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми еси подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим, и в сени крилу Твоею, и даруй ми чистою совестию, даже до последняго мо­его издыхания, достойно причащатися свя­тынь Твоих, во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бо еси Хлеб животный[24], источник святыни, податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице Богородице, свете помраченныя моея души, надеждо, покрове, прибежище, утешение, радование мое, благо­дарю Тя, яко сподобила мя еси, недостойнаго, причастника быти пречистаго Тела и честныя Крове Сына Твоего. Но рождшая истинный Свет, просвети моя умныя очи сердца; Яже источник безсмертия рождшая, оживотво­ри мя умерщвленнаго грехом; Яже милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, помилуй мя, и даждь ми умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслех моих, и воззвание в пленениих помышлений моих; и сподоби мя до последняго издыхания неосужденно приимати пречистых Таин освящение во исцеление же души и тела. И подаждь ми слезы покаяния и исповедания, во еже пети и славити Тя во вся дни живота моего, яко благословенна и препрославленна еси во веки. Аминь.

 


Молитвы разные

Молитва Иисусова

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, по­милуй мя грешнаго

Молитва святого Ефрема Сирина

(читается Великим Постом)

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия1 и празднос­ловия не даждь ми. Дух же целомудрия, сми­ренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Молитва перед вкушением пищи

Отче наш... (см. с. 17).

Или:

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое жи­вотное благоволения.

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко на­сытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде уче­ников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

 


Молитвы об усопших

Тропарь, глас 8-й

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, души раб Твоих): на Тя бо упо­вание возложи (о многих: возложиша), Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Слава, и ныне: Богородичен:

Тебе и Стену, и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение.

Тропари, глас 5-й

Припев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием[25] Твоим.

Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием. Погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Благословен еси, Господи, научи мя оправдани­ем Твоим.

Агнца Божия проповедавше, и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся, Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.

Благословен еси, Господи, научи мя оправдани­ем Твоим.

В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии, и Мне последовавшия верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей, и венцев небесных.

Благословен еси, Господи, научи мя оправдани­ем Твоим.

Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений; ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и вож­деленное отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.

Благословен еси, Господи, научи мя оправдани­ем Твоим.

Древле убо от не сущих создавый мя, и обра­зом Твоим Божественным почтый, преступлени­ем же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися.

 


Благословен еси, Господи, научи мя оправдани­ем Твоим.

Упокой, Боже, раба Твоего (рабу Твою, рабы Твоя) и учини его (ю, я) в раи, идеже лицы свя­тых, Господи, и праведницы сияют яко светила; усопшаго раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопшия рабы Твоя) упокой, презирая его (ея, их) вся согрешения.

Слава: Трисиятельное Единаго Божества благочестно поем, вопиюще: Свят еси, Отче безна­чальный, собезначальный Сыне, и Божествен­ный Душе, просвети нас верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.

И ныне: Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да обрящем рай, Бого­родице Чистая, Благословенная.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Седален, глас 5-й

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твое­го (рабу Твою, рабы Твоя), и сего (сию, сия) всели во дворы Твоя, якоже есть писано, прези­рая, яко благ, прегрешения его (ее, их), вольная и невольная, и вся яже в ведении, и не в веде­нии, Человеколюбче.

Слава, и ныне: От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны света Тою показавый, по­милуй нас.

Канон, глас 6-й

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя пото­пляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Припев: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (души усопших раб Твоих).

Слава и ныне:

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Седален,глас 6й

Воистину суета всяческая, житие же сень и соние, ибо всуе мятется всяк земнородный, якоже рече Писание; егда мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, идеже вкупе царие и нищии. Темже, Христе Боже, преставльшегося раба Твоего (преставльшихся раб Твоих) упокой, яко Человеколюбец.

Слава, и ныне: Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человечес­кому предстательству не ввери мя, но Сама за­ступи и помилуй мя.

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, че­стная Церковь боголепно поет, взывающи, от смысла чиста о Господе празднующи.

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Кондак, глас 8-й

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего (души раб Твоих), идеже несть болезнь, ни пе­чаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос

Сам един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже по­велел еси, создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа.

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благо­словен еси, Боже отец наших.

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу исто­чил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси, вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

 


Песнь 9

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно. Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.

Тропарь, глас 4-й

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего (души раб Твоих), Спасе, упокой, сохра­няя ю (их) во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего (души раб Твоих), яко един еси Человеколюбец.

Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окован­ных разрешивый, Сам и душу раба Твоего (души раб Твоих) упокой.

И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его (ду­шам их).

Иерей глаголет: Во блаженном успении, вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.

И поем трижды: Вечная память.

Защитники Отечества

Издавна на Руси, вознося молитвы о русском воинстве, сражающемся «за веру, царя и Отече­ство», Святая Православная Церковь именовала его воинством христолюбивым.

Возлюби Господа и возлюби ближнего — эти заповеди Иисуса Христа исполнялись право­славным воинством Святой Руси. Оттого сла­вился русский солдат своей любовью к родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь за други своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех Отече­ственных войнах и продолжающие в нашей ар­мии определять образ истинного воина, имеют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.

История русского христолюбивого воинства восходит ко времени Крещения Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир кре­стился в греческом городе Корсуне (раскопки его ведутся в районе нынешнего Севастополя) в 988 году. Вместе с ним крестилась его дружина. Та­ким образом, войско великого князя стало хри­стианским еще до того, как состоялось великое Крещение народа русского в водах Днепра. С тех пор начали складываться на Руси священные во­инские традиции. Перед каждым походом рус­ская рать стекалась в храм, где воины исповедо­вались и причащались Святых Христовых Тайн. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли под хоругвью с изображени­ем лика Спасителя.

Древняя Русь славилась благочестием своих князей. Многие из них были канонизированы как святые.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (+  1174) брал с собой в поход чудотворную икону Божией Матери, впоследствии названную Владимирской и ныне особенно почитаемую в народе нашем.

Святой благоверный князь Довмонт, во Святом Крещении Тимофей, Псковский (+1299), слыв­ший непобедимым воином, отправляясь в поход, испрашивал благословение у своего духовника. Одержав победу, князь возводил храм в честь свя­того, в день памяти которого было сражение.

Святой благоверный князь Димитрий Дон­ской  (+ 1389) накануне Куликовской битвы, на которую благословил его преподобный Сергий

Радонежский, торжественно перенес из Влади­мира в новую столицу своего великого княже­ства Москву чудотворную икону святого воина Димитрия Солунского. В память русских ратни­ков, павших на Куликовом поле, Святая Церковь установила совершать их поминовение в Димитриевскую родительскую субботу.

Основой побед тех, кто держал в руках меч вещественный, было Слово Божие — «меч ду­ховный», как его называет Апостол Павел (Еф. 6: 17), ибо вера давала воинам силы, превосхо­дящие силу обычного оружия. Когда император Константин Великий боролся со своими про­тивниками, властителями тогда еще языческой Римской империи, и обратился с молитвой к Господу, чтобы Он даровал знамение, которое воодушевило бы его войско, на небе появилось сияющее изображение Креста с надписью: «Сим победиши!» И император Константин, став впо­следствии единодержавным правителем Римской империи, распространил в ней христианство.

До этого, первые три века церковной истории, христиане преследовались языческим римским государством. Ни одно из сословий римского общества не дало такого количества мучеников, прославившихся своим мужеством и преданно­стью вере, как сословие воинское. И это, навер­ное, не случайно: привычные к неколебимому стоянию в ратном строю пред лицом врага, сол­даты-христиане проявляли такую же неустраши­мость и при исповедании своей веры. Воины-мученики изображаются на иконах в доспехах, с оружием в руках так, в образе воинов, они и являлись как Небесные покровители на помощь христианам.

жития святых,

по молитвам которых Господь являл чудесную помощь сражающимся на поле брани

Архистратиг Божий Михаил — начальник Не­бесного ангельского воинства. Ангелы — это бес­телесные духовные существа, сотворенные Бо­гом прежде материального мира. Слово «Ангел» погречески означает «вестник» и точно переда­ет основное служение Ангелов: возвещать людям волю Господа. По Промыслу Божию Ангелы слу­жат и людям: хранят верующих, удерживают их от падений, восставляют падших. Они никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Ангельское воинство разделено на девять чинов, и над всеми девятью чинами постав­лен Господом святой Архистратиг (военачаль­ник — греч.). Михаил — один из семи Архангелов. Именно он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Он прини­мал участие и во многих ветхозаветных событи­ях, защищая богоизбранный народ от бедствий.

С древних времен Архангел Михаил прослав­лен своими чудесами на Руси. Не раз Пресвятая Богородица предстательствовала за города рус­ские, являясь с воинством Небесным под пред­водительством Архистратига, и потому не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Ми­хаилу. Один из главнейших храмов города Мо­сквы Архангельский собор-усыпальница в Кремле.

Многочисленны и прекрасны иконы чиноначальника вышних сил и его Собора. Одна из них — икона «Благословенное воинство», где святые воины князья русские изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Память Архангела Михаила отмечается дваж­ды: 21 ноября нов. ст. (Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплот­ных) и 19 сентября нов. ст. (воспоминание чуда, совершенного святым Архистратигом Михаилом в Хонех).

Это чудо случилось в IV веке во Фригии. За­думав уничтожить храм во имя Архистратига Михаила, язычники соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на церковь. Но по молитве пономаря этого храма явился Архангел Михаил, который ударом своего жез­ла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Храм остался невредим, а место, где совершилось чу­до, получило название Хоны, что значит «отвер­стие», «расселина».

Великомученик Феодор Стратилат (дни памяти 21 февраля и 21 июня нов. ст.) жил в Малой Азии в конце III — начале IV века. Он был добродете­лен, мудр и храбр, почему и поставлен был стратилатом (греч. — воеводой) в Ираклии, при Чер­ном море. Феодор расположил к себе горожан, так что многие из них приняли христианскую веру. Узнав об этом, император Ликиний потре­бовал, чтобы стратилат публично принес жертву идолам. Феодор попросил отсрочки и, восполь­зовавшись ей, разбил идолов, а золото и серебро, из которых они были изваяны, раздал бедным. Ликиний приказал мучить исповедника: после страшных пыток мученика распяли. Распятый, Феодор взывал к Богу: «Где же Ты, Господи, что же так долго даешь страдать мне, немощному?» На что Господь отвечал ему: «Я здесь, с тобой, Я испытываю тебя в терпении». Утром мучители решили снять с креста тело Феодора, но нашли мученика сидящим на земле и совершенно исцеленным от ран. «Велик Бог христианский!» — воскликнули посланные ко кресту сотники и воины и уверовали во Христа. Тогда святой Феодор сам предал себя в руки палача, и тот отсек ему голову. Эта глава ныне хранится на Афоне, в монастыре Пантократор.

В житии святого содержится молитва, которую, по преданию, составил сам Феодор Стратилат[26].

Святые мученики Евтропий, Клеоник и Васи­лиск были римскими воинами, пострадавшими при императоре Максимилиане в городе Амасии в 308 году (день памяти 16 марта нов. ст.). Евтропий и Клеоник были распяты, Василиск усечен мечом. Предание сохранило нам «Молитву Евтропия воина в ранах и страданиях»[27], свидетель­ствующую о неколебимой вере мученика и упо­вании его на Господа.

Святой мученик Иоанн Воин (день памяти 12 августа нов. ст.) был благочестивым римским военачальником при императоре Юлиане От­ступнике (IV век) и за покровительство гонимым христианам претерпел долгое темничное заклю­чение. Святого Иоанна Воина часто именуют мучеником, хотя он впоследствии был освобо­жден и скончался мирно. На Руси его почитают как особого покровителя христолюбивого воин­ства и защитника притесняемых.

Святой великомученик и победоносец Георгий (дни памяти 6 мая и 9 декабря нов. ст.), вступив на военную службу при жестоком гонителе христи­ан — императоре Диоклетиане, благодаря уму и мужеству быстро достиг высокого звания трибуна (начальника отдельной крупной войсковой час­ти), а затем и ближайшего советника императора.

Однажды император обратился к нему за со­ветом, как организовать новое гонение на хри­стиан, но святой Георгий открыто исповедал свою веру и обличил Диоклетиана, за что был приговорен к колесованию. Однако посланный Господом Ангел исцелил истерзанное тело муче­ника. Тогда святого Георгия бросили в глубокий ров и засыпали известью, но он вновь был чудес­ным образом исцелен. Не повредила святому и испитая им чаша смертельного яда.

Толпы народа приходили к святому Георгию, содержавшемуся под стражей, прося его молитв. Накануне кончины святой мученик удостоил­ся чудесного видения: Господь призывал его в Небесные обители. Когда на следующий день святого Георгия ввели в языческий храм, дабы заставить поклониться идолам, кумиры невиди­мой силой были опрокинуты и разбились. Им­ператрица Александра бросилась к ногам свято­го мученика и открыто исповедала, что она тоже христианка. В гневе император приказал обез­главить обоих. Это произошло в 303 году.

По своей кончине великомученик Георгий как Небесный покровитель и заступник христиан совершил великое множество чудес, из которых наиболее известно «чудо Георгия о змие»: на сво­ей родине, близ города Бейрута, он уничтожил огромного змия, убивавшего людей.

Из древних воинов-мучеников святой Геор­гий (Егорий) пользовался наибольшим почи­танием на Руси. Его изображение вошло в герб Русского государства. В 1769 году императрица Екатерина Великая учредила орден святого Ге­оргия, которым награждались военачальники. В 1807 году император Александр I учредил знак отличия для нижних чинов, который с 1913 года стал именоваться Георгиевским крестом и был в русской армии самой почетной наградой.

Святые благоверные князья Борис и Глеб (дни памяти 15 мая, 6 августа и 18 сентября нов. ст.) прославлены в Русской Православной Церкви как страстотерпцы, безвинно убиенные в 1015 году старшим братом Святополком Окаянным. Заподозрив Бориса и Глеба в том, что они хотят отнять у него великокняжеский Киевский пре­стол, унаследованный им от отца, святого рав­ноапостольного князя Владимира, Святополк предательски убил своих родных братьев. Князь Борис, предупрежденный заранее о намерении Святополка умертвить его, отклонил предложе­ние верной дружины захватить Киевский пре­стол. Его слова: «Да не будет мне поднять руку на брата моего», — явили другим князьям пример христианского смирения, весьма необычного в эпоху братоубийственных междоусобиц.

Известны многие чудеса и исцеления, связан­ные с именем святых братьев. Не раз выступали они заступниками земли Русской, являясь всегда вместе, в образе молодых вооруженных воинов. Все русские князья считали их своими покрови­телями.

Святой благоверный князь Александр Невский

(дни памяти 12 сентября и 6 декабря нов. ст.) происходил из рода святого равноапостольного князя Владимира. Став Новгородским князем, святой Александр заботился о том, чтобы тво­рить суд правый и чтобы сподвижники его были справедливы и к народу милосердны.

Благочестие князя-воина было вознагражде­но. В ночь накануне Невской битвы одному боголюбивому русскому ратнику в видении была явлена шедшая вверх по реке ладья, в которой стояли уже почитавшиеся на Руси как мученики-страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб. При этом князья говорили между собой: «Пой­дем поможем сроднику нашему Александру... » И когда святой князь сражался с немецкими ры­царями, по его молитве Господь помог русским ратникам победить врагов.

Хан Батый вызвал знаменитого русского кня­зя в Орду. Святой Александр, свято храня право­славную веру, отказался поклониться солнцу и огню. Вступив в Батыев шатер, он отдал поклон хану и сказал: «Тебе поклоняюсь, царь, потому что Сам Бог почтил тебя царством; твари же не поклонюсь, потому что она создана для челове­ка». Хан похвалил князя за ум и мужество и с по­честями и дарами отпустил его.

Благодаря дипломатии князя политика Ор­ды стала более мирной по отношению к Русской земле.

Возвращаясь в очередной раз из Орды, князь-подвижник смертельно занемог и 14 ноября 1263 года, не доехав до Владимира, в городе Городце, в Феодоровском монастыре, преставился ко Господу. Свой многотрудный жизненный путь святой Александр завершил принятием схимы с именем Алексий. Останки святого князя при­несли во Владимир; путь длился девять дней, и тело оставалось нетленным.

23 ноября при погребении его в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы во Влади­мире было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда тело святого Александра было положено в раку и хотели разжать ему пальцы, чтобы вложить в ладонь разрешительную молит­ву, святой князь сам простер руку и взял грамоту.

Святой благоверный князь Димитрий Донской (день памяти 1 июня нов. ст.) родился в 1350 го­ду. Одним из его воспитателей был Митрополит Московский Алексий, заменивший девятилет­нему Димитрию отца после его смерти. Неуди­вительно поэтому, что, став великим князем, Ди­митрий Иоаннович правил Русской землей под духовным руководством Церкви, без благосло­вения которой он не принимал никаких важных государственных решений.

Время жизни святого благоверного князя Димитрия пришлось на период возвышения Москвы и превращения ее в церковный и госу­дарственный центр Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось усилени­ем борьбы с татаро-монгольским игом.

Чтобы наказать непокорных русичей, хан Ма­май по примеру Батыя решил идти на Русь вели­ким походом, собрав 400-тысячное войско. Узнав о приготовлениях врага, князь Димитрий начал собирать силы для отпора и сумел привлечь в свое войско почти всех русских князей. Препо­добный Сергий Радонежский не только благо­словил его идти «против безбожных», уповая на Бога, но и предсказал ему победу и отпустил с ним на битву двух монахов Троицкого монасты­ря — Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

8 сентября 1380 года, в день Рождества Пре­святой Богородицы, на Куликовом поле про­изошел ожесточенный бой между русским во­инством и татаро-монголами. «Пришло, братья, время брани нашей, — обратился великий князь Димитрий к войску, — Бог нам прибежище и си­ла» (Пс. 45: 2). Великий князь сражался в первых рядах, принял от врагов многочисленные удары, но Бог хранил его и он остался жив.

Так при помощи Божией русские одержали решительную победу.

Куликовская битва помогла русским осознать свою силу, которую они обретают при сплочен­ности и единстве, указала и истинного вождя русского народа в лице великого князя Москов­ского. Победа на Куликовом поле стала общей победой Русского государства и Русской Церкви, подготовившей, вдохновившей и поддержавшей русский народ в его борьбе с полчищами татар.

После Куликовской победы, давшей Димит­рию Иоанновичу имя Донского, великий князь прожил еще восемь лет. 19 мая 1389 года после­довала блаженная кончина великого князя.


Заповеди Божий

(Исх. 20:2 — 5, 7 — 10, 12 — 17)

1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

(То есть: Я — Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме Меня.)

Первой заповедью Бог повелевает: умом на­шим познавать Его, сердцем нашим веровать в Него, надеяться на Него и любить Его, уста­ми нашими исповедовать, то есть прославлять Его, всем нашим существом поклоняться Ему и всеми силами благоговейно служить Ему; кроме же одного истинного Бога, никого и ни­что за Бога не признавать и никому и ничему Божеской почести не воздавать. Даже святых Ангелов и святых людей должно почитать не так, как почитаем Бога, но только как служи­телей Божиих и молитвенников за нас пред Богом.

2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе[28], и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.

Второй заповедью Бог запрещает поклонять­ся идолам, то есть вещественным изображениям того, что сотворено Богом, как на небе (солнце, луна, звезды), так и на земле (звери, птицы), и в водах ниже земли (рыбы, морские чудовища). Эта же заповедь указывает, как следует христиа­нам почитать иконы, то есть изображения ис­тинного Бога во плоти и святых: благоговейно взирая на иконы и воспоминая дела Божии и святых Его, мы должны молиться Самому Богу и святым; если же кто святым иконам воздает Божеское поклонение и надеется на их вещест­во, не вознося ума и сердца к тому, что вверху на них изображено, тот грешит против второй заповеди.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

(То есть: не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.)

Третья заповедь запрещает употреблять имя Божие напрасно, без всякой мысли о Боге и без благого вения, следовательно, запрещает и бо­житься в обыкновенных разговорах; имя Божие должно произносить с благоговением.


4. Помни день субботный, еже святити его[29]: шесть дний делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый — суббота Господу Богу твоему.

Бог, сотворивший мир в шесть дней, а в седь­мой день почивший от всех дел Своих, повеле­вает четвертой заповедью шесть дней в неделю трудиться и делать дела, к каким кто призван, а седьмой день посвящать Богу, то есть употреб­лять на молитву, на поучение о Боге и на бого­угодные дела. Таким же образом на основа­нии этой заповеди следует поступать и в другие праздники.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.

Пятой заповедью Бог повелевает почитать ро­дителей, повиноваться им, а также почитать всех тех, которые в разных отношениях заступают для нас место родителей, а именно: пастырей и учи­телей духовных, воспитателей, благодетелей, на­чальников и старших возрастом. Исполняющим в точности пятую заповедь Бог обещает счастье и долголетнюю жизнь на земле.

6. Не убий.

Шестой заповедью Бог запрещает отнимать у людей жизнь насилием или хитростью и каким-либо образом нарушать безопасность и спокой­ствие ближнего, и потому этой заповедью запре­щаются также ссоры, гнев, ненависть, зависть, жестокость. Но против шестой заповеди не гре­шит тот, кто убивает неприятеля на войне, пото­му что войною мы защищаем веру и Отечество наше. Справедливую войну благословляет Сам Бог, именуемый «Господом Сил (воинств)». Во­енная служба есть прямое исполнение заповеди Господней: нет больше той любви, как положить душу свою за други своя.

7. Не прелюбы сотвори. (То есть: не прелюбо­действуй.)

Седьмой заповедью Бог запрещает всякую не­чистую плотскую связь; запрещает этой запове­дью и все то, что может возбуждать беззаконную любовь, как-то: пьянство, сквернословие, чтение соблазнительных книг, пение и слушание срамных песен, смотрение на то, на что стыдно смотреть.

8. Не укради.

Восьмой заповедью Бог запрещает присваивать себе чужую вещь и отнимать у другого то, что не принадлежит нам, обманывать других, чтобы по­лучить себе пользу. Этой же заповедью повеле­вается: при получении платы за труд выполнять работу по совести и без лености; трудиться, что­бы не даром хлеб есть; не брать за свое добро и свой труд больше, чем они стоят.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетель­ства ложна.

(То есть: не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.)

Девятой заповедью Бог запрещает ложно сви­детельствовать против кого-нибудь в суде или оклеветывать, бесчестить и злословить другого человека в лицо или заочно, а также в каком бы то ни было случае, лгать или обманывать.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не по­желай дому ближняго твоего, ни села его, ни ра­ба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

Десятой заповедью Бог запрещает не только делать худое, но и желать худого, чтобы от худых мыслей и желаний не дойти до худых дел.

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твое­го, как самого себя» (Мф. 22: 37—39).

 


О молитве

Молитва — возношение ума и сердца нашего к Богу. Во время молитвы мы произносим особые слова, обращенные к Богу, Ангелам или святым, осеняя себя крестным знамением и совершая поясные или земные поклоны.

«Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14: 13), — так заповедал о молитве ученикам-апостолам и всем Своим последователям Сам Христос Спаситель.

Молитвы бывают трех видов: славословие (когда мы прославляем Господа за Его Божест­венные совершенства), благодарение (когда мы благодарим Господа за Его благодеяния) и про­шение (когда мы просим Бога о своих нуждах).

Молитвы разделяются на частные, или до­машние, и общественные, или церковные, со­вершаемые в храме.

В домашней обстановке человек молится один или с семьей, читая молитвенное правило по Молитвосло ву или другим священным книгам. Кроме того, необходимо молиться постоянно, во время различных трудов, произнося краткие мо­литвы мысленно или шепотом: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго» или «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Молитва в храме имеет то преимущество, что в нем собираются единодушные люди, соеди­ненные верой в Иисуса Христа. Общественной молитве благодатно содействует Сам Иисус Хри­стос, Который сказал: «Где двое или трое собра­ны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20).

Молитва «Отче наш»[30] называется молитвой Господней, потому что ее дал Своим ученикам Сам Господь наш Иисус Христос (Мф. 6: 9 — 13; Лк. 11: 2 — 4). Вот краткое толкование этой мо­литвы:

Отче наш, Иже еси на Небесех, — Отец наш Небесный! Ты всех нас любишь, как детей. Ус­лышь нашу молитву: да святится имя Твое — пусть повсюду распространяется вера право­славная, пусть везде, во всех концах мира, у всех народов прославляется имя Твое святое, помогай нам жить так, чтобы неверующие в Тебя, видя нашу добрую жизнь, прославляли Тебя. Сотвори так, чтобы мы со страхом и любовию призывали святое имя Твое, чтобы не призывали его всуе, чтобы не хулилось оно нашей грешной жизнью.

Да приидет Царствие Твое: очисти наше серд­це от царствующего в нем греха, Сам воцарись в нем Твоей благодатью, Сам будь царем наших мыслей и желаний и всех наших дел. Да прибли­зится к нам Царство Небесное, куда Ты позовешь всех праведных на Страшном суде Твоем.

Да будет воля Твоя, яко на Небеси, и на зем­ли — ведь мы не знаем сами, что нам полезно, что вредно, а потому и просим: да будет во всем, вез­де и всегда Твоя святая воля. Научи и помоги нам исполнять Твою святую волю в заповедях Твоих здесь, на земле, так, как непогрешимо и свято ис­полняют ее на Небе святые Твои и Ангелы Твои.

Хлеб наш насущный, необходимое пропитание, даждь нам, Отец наш Небесный; подай все, без чего жить мы не можем: пищу, одежду, жили­ще; подай днесь — на нынешний день, ибо мы не знаем, будем ли живы завтра. Подай и для души нашей Хлеб Небесный — пречистые Тайны Тела и Крови Твоей, и духовную пищу — слово Твое, в Священном Писании заключающееся.

И остави, прости нам долги наша, грехи на­ши, якоже и мы оставляем должником нашим, то есть прощаем должникам — нашим ближ­ним, которые оскорбляют нас. Ты молился на Кресте за врагов Твоих, за распинателей: при­ми и нашу грешную молитву за наших врагов, которые хотя и враждуют против нас, но на са­мом деле братья наши, ибо и им Ты Отец, как и нам.

Есть у нас враги — это наша плоть с ее греш­ными похотями, это мир с его соблазнами и диавол с его искушениями. Не введи нас во искушение от этих врагов, не попусти нашей грешной плоти одолеть нас пьянством, плотской страстью, не попусти грешному миру соблазнить нас пожела­нием почестей или богатства, не попусти диаволу искушать нас гордыней, непослушанием Святой Церкви, нашей Матери, противлением власти, Богом поставленной, но избави нас от лукавого сего искусителя.

Символом веры[31] называется краткое, но точ­ное изложение словами Священного Писания учения о том, во что должны веровать православ­ные христиане. Вот краткое изъяснение нашего Символа веры.


Он разделяется на 12 частей:

1. Верую, то есть хотя и не вижу своими те­лесными очами, хотя не все постигаю и умом своим, но сердцем приемлю и признаю, что Бог Един есть по существу и троичен в Лицах (как это есть никто не может постигнуть умом: это — тайна Божия непостижимая); верую, что первое Лицо Святой Троицы есть Бог Отец, что Он вместе с Сыном Своим и Духом Святым со­творил все, все содержит в Своей силе и власти и потому называется Вседержителем и Творцом Неба и земли, всего того, что я вижу и чего не вижу, например Ангелов и душ человеческих.

2. Верую во второе Лицо Святой Троицы, Сына Божьего, Единородного, Который один у Отца, Которому нет равного во всем мире, ни между Ангелами, ни между святыми людьми, ибо Он рожден от Отца прежде всех веков, ко­гда и самого времени еще не было: значит, Сын Божий так же вечен, как и Бог Отец. Он рожден от Отца, как Свет от Света, и есть Истинный Бог от Бога Истинного; рожден, а не сотворен, а потому имеет одно существо, одну природу Божескую со Своим Отцом, и все сотворено че­рез Него.

3. Верую, что для нас, грешных людей, и для того, чтобы спасти нас от греха, вечного осужде­ния за грехи и от вечной смерти, вечных муче­ний, Сын Божий сошел с Небес, принял душу и тело человеческие от Пречистой Девы Марии, при наитии на Нее Святого Духа, и, не переста­вая быть Богом, стал совершенным, но безгреш­ным Человеком.

4. Верую, что Господь наш Иисус Христос от­дал Себя на распятие, страдал и умер за грехи на­ши и погребен в то время, когда Иудейская зем­ля находилась под властью римского императора и ею управлял наместник его Понтий Пилат.

5. Верую, что в третий день Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, и в Его страданиях, смерти и Воскресении исполнились предсказа­ния древних пророков, записанные в священных книгах.

6. Верую, что в 40-й день по Воскресении Своем Господь Иисус Христос вознесся с телом на Небо и, восседая по правую сторону Бога От­ца, имеет ту же власть, ту же силу и честь, что и Бог Отец, и как Вездесущий и Всемогущий Бог пребывает невидимо и на земле, управляя всем видимым и невидимым миром.

 


7. Верую, что Господь Иисус Христос опять придет видимым образом на землю, но уже не в прежнем уничижении, а во всей славе Своей, со всеми Ангелами Своими, чтобы судить всех жи­вых и мертвых, которые для этого воскреснут — все, начиная с Адама. Тогда, после самого стро­гого и праведного Суда, настанет Его вечное, нескончаемое Царство.

8. Верую в третье Лицо Пресвятой Троицы, в Духа Святого. Он так же Господь и Бог, как Отец и Сын. Животворящим Он называется потому, что всему дает жизнь и особенно лю­дям жизнь духовную, благодатную. Он предвечно исходит от Отца, как Бог Сын предвечно рождается от Отца. Святому Духу мы должны поклоняться, Его должны мы славословить так же, как Бога Отца и Бога Сына. Он — Дух Ис­тины, все знает и в древности говорил через пророков, открывая им учение веры и тайны будущего.

9. Верую во Святую Церковь Христову, в то, что она есть от Бога установленное общест­во людей, соединенных православной верой, Святыми Таинствами и управляемое от Бога поставленными пастырями, архиереями и свя­щенниками. Эту Церковь я благоговейно почи­таю, с полным доверием и любовью принимаю ее учение и повинуюсь ее заповедям и уставам, потому что Сам Господь создал ее и повелел слушаться ее. Верую, что Господь есть невиди­мый Глава Церкви, что она — только одна, по­тому что один Господь, одно истинное учение, одна истинная вера православная. Верую, что Церковь Христова свята, чиста, непогрешима в учении веры и освящает нас Святыми Таинства­ми. Верую, что истинная Церковь Христова есть Соборная, или Вселенская, потому что Господь устроил ее для всех народов, для всех времен и для всех мест и принимает она всех, кто ищет спасения: и бедного, и богатого, и простеца, и ученого, и к какому народу кто бы ни принад­лежал. Верую, что истинная Церковь есть Апо­стольская, потому что она свято и неизменно хранит то учение, которое проповедовали миру святые апостолы, а их самих истинной вере нау­чил Сам Христос Спаситель. Верую, что в ней непрерывно сохраняется благодать совершать Таинства и передается через рукоположение епископов от самих святых апостолов до наше­го времени.


10. Исповедую, признаю, что Святое Креще­ние для очищения грехов не повторяется над те­ми, кто уже принял его.

11-12. Чаю, ожидаю, что в последний день мира, в день Страшного суда Христова, все умер­шие воскреснут с телами, которые будут нетлен­ны, и тогда настанет жизнь вечная, бесконечная: для праведных в блаженстве вечного Царства Небесного, а для грешных — в муках вечных с отпадшими от Бога духами злобы.

Аминь. Это — истинно, непреложно.

 

Больше книг на сайте Золотой Корабль



[1] Тексты молитв приводятся на принятом в богослу­жении Русской Православной Церкви церковно-славян-ском языке. Тропари, кондаки, ирмосы, седальны поются на соответствующую мелодию (глас), но можно и просто читать их.

[2] От нападения.

[3] 10 000, бесчисленное множество.

[4] Но, однако

[5] На ядовитых змей.

[6] Кроме Тебя.

[7] Жизни

[8] Чтобы.

[9] Любящий души человеческие.

[10] Существующий.

[11] Когда написано «Слава», «И ныне», надо читать пол­ностью: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

[12] Толкование на молитву «Отче наш» см. с. 71.

[13] Всегда.

[14] Толкование на Символ веры см. с. 73.

[15] Нет изменчивости и даже тени непостоянства.

[16] Хуже.

[17] Ссорил.

[18] Опять.

[19] Сокрушаюсь о своих злых делах.

[20] Корыстолюбием, взяточничеством.

[21] Злопамятностью.

[22] Бесплотных, невидимых.

[23] Я не готов.

[24] Хлеб жизни.

Властолюбия.

[25] Законам.

[26] См. с. 10.

[27] См. с. 10.

[28] Вверху.

[29] Чтобы посвящать его Богу.

[30] См. с. 17.

[31] См. с. 19.