Пророчества Серафима Саровского


«Часто он от Давида переводил разговор к нашему великому государю императору и по целым часам беседовал со мною о нем и о царстве Русском; жалел о зломыслящих противу всеавгустейшей особы его. Явственно говоря мне о том, что они хотели сделать, он приводил меня в ужас, а рассказывая о казни, уготованной им от Господа, и удостоверяя меня в словах своих, прибавлял:
«Будет это непременно: Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их и на верх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля Русская обагрится реками кровей, и много дворян побиено будет за великого государя и целость самодержавия его, но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского».
Когда же, устрашенный его рассказом, я спросить хотел о государе: что будет тогда с ним? – то он, не дав мне и выговорить, отвечал мне на мысль мою:
«А ты уж, батюшка, не о нем пекись – его Господь сохранит: он велик пред Богом – он- в душе христианин»»


Степень достоверности средняя.


Данное пророчество появилось в книге (С. Нилус. Великое в малом. Царское Село, 1905, С. 295-304. Перепечатка «Житие, пророчества и наставления Серафима Саровского чудотворца», Спасо-Преображенский Мграский монастырь, 2001 г. стр. 172)

Неоднократно приходилось сталкиваться с неверной подачей пророчества, как бы о грядущем Царе. Между тем, это могло говориться о Николае I Павловиче (годы правления 1825-1855) правление которого началось с восстания "декабристов". Также надо знать, что эти записи сделаны Мотовиловым через 11 лет после смерти преподобного (в ночь с 26 на 27 октября 1844 года), и также не будем забывать, что после смерти преподобного в течение тридцати лет Мотовилов был одержим бесом, по имени Аввадона (о чем сам Мотовилов Н.А. писал в своих "Записках")

"Пропускаю всё затем прошедшее почти около года время по осень 1834 года и приступаю к описанию самого страшного и явного нападения на меня уже не людей, смущаемых бесами и служивших орудиями неисчислимых козней их, но самого беса, и притом самого хитрейшего именно же: Аббадоны или Аввадоны – по-гречески же Апполиона – и второго по Люцифере, то есть Деннице – главном и начальнейшем из всех отпадших от Господа Бога ангелов". (Из книги: "Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима" см. часть вторая)

И хотя некоторым авторитетным людям (например, см. мнение проф. Кураева А ) личность Мотовилова Н.А. кажется не заслуживающей доверия, данное пророчество, как кажется, вполне могло прозвучать в том или ином виде. Но, так как запись производилась по прошествии большого промежутка времени, человеком не очень здоровым в духовном плане, пророчество может иметь невысокую степень достоверности.

Вообще Мотовилов с легкостью интерпретировал по-своему слова Серафима Саровского. О чем можно, в частности судить, из письма   императору Николаю I от 7 марта 1854 г. (Серафимо-Дивеевские предания. Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М., 2001, с. 425 ), где Мотовилов, слышавший о том что Серафиму суждено воскреснуть прежде всеобщего Воскресения для проповеди покаяния,   пишет об этом императору: старец Серафим «воскреснет прежде общего всех воскресения из мертвых в царствование Вашего Императорского Величества и единственно лишь только для Вас, Великий Государь»  (прочесть можно тут)

Конечно, это неправильное понимание "Дивеевской тайны" и подтверждение того, что Мотовилов Н.А. не всегда достоверно передавал слышанное от преподобного Серафима, и в письмах к императору, писавшихся через два десятилетия после смерти преподобного, есть как неточная передача слов преподобного, так и личные представления Мотовилова Н.А.

 

 

 

Вернуться назад

Ред. Golden-Ship,2010