«Благоуханный цвет» (наряду с «Благодатным небом» и «Блаженным чревом») - это своего рода живописная парафраза одного из многочисленных образов византийского акафиста Богоматери «Взбранной Воеводе», известного на Руси в поэтичнейшем церковнославянском переводе. Этот акафист славит Пренепорочную и в ипостаси Ее приснодевственной «неувядаемости», и в ипостаси благоухания Ее благодати. Из этих двух образов-символов и сложилась, по всей видимости, живописная метафора «Благоуханного цвета». Впрочем, образ Богоматери как Цветка вызывает в памяти еще один широко распространенный в гимнографии образно-метафорический ряд: «прежде рождества и по рождестве Дева»-Цветок дает начало вызревающему в Ее утробе Плоду-Христу, но при этом, вопреки законам естества, остается неувядаемым Цветом. (Кстати сказать, в русской иконографии существует и такой образ - образ Богородицы «Неувядаемый цвет».) Какой же помощи от Пречистой можем мы ожидать, взирая именно на эту икону? Думается, что прежде всего стоит всем нам (а женщинам - особенно) просить о сохранении или обретении целомудрия, которое прежде всего есть качество не телесное, а духовное, мировоззренческое. Целомудрие - это цельность не оскверненного суетой внутреннего мира; это особое состояние тишины, чистоты, мира и кротости, которое стоит пронести по жизни как неоскверненный, благоуханный цветок. Потому-то пестовать в себе этот образ Богородицы подобает в наше полное соблазнов время всем - а особенно вступающим в жизнь девам, отроковицам, дабы потом этот образ сохранить, возрастить, возлелеять в своих детях. |