"Душа Христа", - русская икона, известная также под названием "Христос Распятый Серафим". По словам пророка, "Он предал Свою Душу на смерть" (Ис. 53: 12). Пригвожденные ко кресту руки и ступни Серафима изображены по земному облику Спасителя, распятого на Голгофе, тогда как тело покрыто по колени белоснежными крыльями Серафима. Лик Его юношеский, на голове корона, вокруг головы сияние. Средняя перекладина креста покоится на херувимах, на ней надпись: "ИС. ХС". Конец креста водворен в каменистую Голгофу. Бог Отец и крест с распятым Христом Ангелом покоятся на звездном небесном фоне четырехугольника, который в связи со вторым треугольником образует "звезду предвечности". По четырем углам эмблемы Евангелистов, на полях иконы солнце и луна, как полагается на изображениях распятия. На самом верху Райские двери с херувимом, которые откроются для Спасителя, Царя Царей. Следует отметить, что Христос изображен серафимом, а не другим ангелом из девяти чинов, потому что отличительное свойство серафимов, по учению Церкви, есть "Премудрость Божия" и служит подтверждением Христа Ангела на иконе "Софии Премудрости Божией". Распятый Серафим - Ангел Великого Совета, Слово, которое "было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога" (Ин. 1: 1-2). Как уже было сказано, Искупительная Жертва Христа была предназначена на Великом Совете, и "будучи образом Божиим, Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти крестной. Потому дал Бог Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено" (Флп. 2: 6-10). www.hrono.ru Икона " Душа Христа" названа русской. Она изменяется в сторону восточного созерцания ( иконы из Карелии пока не рассматривались как развитие образов , связанных идейно с Синаем) По мнению исследователей западно-европейская мистика повлияла на иконографию предшествовавших образов ;" Распятие в лоне Отчем" или "Распятый Серафим". Как сказано о них, датированных 1600 годом иконах: "Возможно(!), одним из первых источников послужило жизнеописание католического святого Франциска Ассизского. 14 сентября 1224 г. Франциску явился серафим и после этого у него впервые в истории католичества открылись стигматы". Кроме того, эти иконы являлись составной частью большей аллегорической композиции,такой как "Почи Бог в День Седьмый" Видны отличия русского образа , отсутствует трудный для толкования набор символов - фигурка в красном над серафимом, в короне и с мечом. "...об одном из элементов подобных изображений - "Христе в бронех" писал св. Максим Грек: "...преизлишнии таковы образы писати, иноверным и нашим христьяном на соблазн. Довлеют, деи, хрестьяном те образы писати и поклонятися им, их же святии отцы уставиша и повелеша соборне, и признаки их уставиша". Бог Отец держит крест распятого Христа Ангела, как на иконе "Почи Бог в День Седьмый" после совершения Искупительной Жертвы. Бог Отец в митре и архиерейском облачении "по чину Мельхиседека, царя правды, царя мира" (Евр. 7: 2). www.cirota.ru |