Книги сайта

Детство императора Николая II / Сургучев Илья

Преподобный Серафим Саровский

"Вавилонская башня «Новое религиозное сознание в современном мире»"

Объяснение молитвы Отче наш / Николай Сербский

Слава Богоматери / Филарет Дроздов

Святые врачи безмездные чудотворцы / Составитель: Н. В. Маслов

Молитвы в телесных недугах

Жизнь продолжается. Флавиан / Торик А.

Записки сельского священника Быт и нужды православного духовенства / Сельский священник

Воспоминание об архимандрите Макарии, игумене русского монастыря св<ятого> Пантелеймона на горе Афонской / Леонтьев К.Н.

Искать:на сайте/в других библиотеках

О посмертной участи животных

Форма входа

Вы вошли как Интересующийся
Группа "Гости" Мир Вам!, читатель - Интересующийся!
| Регистрация | Вход

ТОП 20

Top 100

Полезные ссылки

Наш опрос

Удобно ли вам пользоваться верхним меню?
Всего ответов: 199
+++


Православный разговор

Наш баннер

Помогите библиотеке. Разместите наш баннер или текстовую ссылку у себя на сайте


Православная библиотека "Золотой Корабль"



Код баннера

Или просто посоветуйте сайт одному знакомому:

Помочь интернет-деньгами

Третья мировая война.
Дата, сроки, хронология на основании православных пророчеств

Каталог статей

Главная » Статьи » Редакционные статьи
Разделы:
Цари государства Российского [40]
Статьи посвященные русским царям
Редакционные статьи [88]
Пророчества [29]
Здесь будут добавляться пророчества о России после тщательной проверки источников
Общество [7]

Духовное важнее материального. Дела не так важны, как состояние души.

Попадает в рай «новый русский»  и хочет пройти райские ворота. Выходит Архангел и говорит: "А Вам не к нам", "Как это не к Вам, я же столько денег при жизни жертвовал на благотворительность", "А, деньги..." отвечает Архангел "Деньги мы Вам вернем".

 Дела сами по себе нас не спасают. Они конечно важны, но… значимость их не стоит, и даже опасно переоценивать.

Вот что пишет апостол Павел: «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3). Анекдот, вынесенный в эпиграф, это другими словами изложенная мысль апостола Павла. Только здесь мы встречаем еще и объяснение – почему, вероятно, богатому человеку из анекдота Архангел собирается вернуть его деньги. По всей видимости, дела делались без существенного изменения в душе человека.

Приведем цитату ап. Павла полностью:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1 Кор. 13:1-3). То есть без любви, или иначе говоря, без изменения в душе и сердце человека, все другие – внешние – действия не имеют смысла для его спасения: ни чудотворение, ни пророчествование, ни благотворение, ни даже мученическая смерть! Удивительно!

И наоборот, некие положительные изменения в душе, обнуляют греховную жизнь человека. Так, всем известно, что первым в рай вошел разбойник. За какие же услуги? Явно не за дела. Как оказалось, самое главное в его жизни событие произошло в момент его казни. Он пристыдил другого разбойника, хулившего Христа, исповедовав, что Христос казнен по навету и не заслуженно:

«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». (Луки 23:39-41)

Далее разбойник, исповедовал Христа Сыном Божиим:

«И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Луки 23:42)

Этого оказалось достаточно для спасения. Это перевесило все его злые дела. А злые дела были, так как он сам признался, что достоин смертной казни.  И это удивительно! Душевное состояние, изменение в сердце для Бога  оказывается  важнее всего того, что человек делал в жизни. На самом деле это удивительно для нас потому, что мы не знаем духовных законов. Нам даны священные книги, которые мы не знаем, и не изучаем. Мы воспитаны в полуатеистических условиях (в школах преподают дарвинизм, теорию происхождения мира из ничего). Только в книгах, фильмах и разговорах родителей иногда  слышим про духовный мир, который то ли есть, то ли нет. И лишь малое количество из живущих на земле начинает искать Бога и доходит до осознания необходимости изучать духовные законы бытия. 

Да, дела не спасают сами по себе.  Но и без дел тоже нельзя обойтись, как говорит апостол Иаков:

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». (Иаков 2:14-17)

Противоречие? Только на первый взгляд. На первое место опять поставлено нечто невидимое, духовное – вера. Вера, которую нужно подтвердить своими делами. То есть, дела выступают и в данном случае второстепенным, подтверждающим главноеверу.

Давайте рассмотрим заповеди, данные Христом в Нагорной проповеди, девять заповедей блаженств:

 

1 Блаженны нищие духом [смиренные] (греч. πτωχοὶ τῷ πνεύματι), ибо их есть Царство Небесное.

2 Блаженны плачущие (греч. πενθοῦντες, скорбящие), ибо они утешатся.

3 Блаженны кроткие (греч. πραεῖς), ибо они наследуют землю.

4 Блаженны алчущие и жаждущие правды (греч. δικαιοσύνην, праведности), ибо они насытятся.

5 Блаженны милостивые (греч. ἐλεήμονες), ибо они помилованы будут.

6 Блаженны чистые сердцем (греч. καθαροὶ τῇ καρδίᾳ), ибо они Бога узрят.

7 Блаженны миротворцы (греч. εἰρηνοποιοί, в ранних славянских текстах — смиряющиеся, в Остромировом ев. СЪМИРІАѬЩЕИ), ибо они будут наречены сынами Божиими.

8 Блаженны изгнанные за правду (греч. δεδιωγμένοι ἕνεκεν δικαιοσύνης, букв. «подвергшиеся преследованиям из-за праведности», в Остромировом ев. ИЗЪГНАНИИ ПРАВЬДЫ РАДИ), ибо их есть Царство Небесное.

9 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф 5, 3-11)  https://ru.wikipedia.org/wiki/Заповеди_блаженства

Христос показывает, как надо поступать, чтобы Бог мог назвать нас блаженными (счастливыми) – то, есть, как достигнуть спасения. И здесь мы видим категории, которые нужно отнести к характеристикам души и сердца: смирение, сокрушение, жажду правды, милость, чистоту сердца. А так же видим обещание воздаяния всем страдающим за Христа. Заметим, что названы не дела (например, поститесь, молитесь, причащайтесь и будете спасены). Хотя в других местах Писания мы встретим указания на необходимость и молитвы, и поста, и причащения, однако, в Нагорной проповеди, которую можно  считать квинтэссенцией учения Христа, сделан упор на состояние души и сердца человека. Это очень важно! И подтверждает вывод, сделанный раньше: душевное состояние выше и важнее дел, невидимое выше видимого.

Выше было сказано, что слова апостола Иакова не опровергают, но подтверждают нашу мысль: дела подтверждают веру, но вера выше дел. И действительно, Христос говорит: "Блаженны милостивые". Как можно быть милостивым, не оказывая милости? И все же, на первом месте не дела милосердия, а качество человеческой души или сердца. Думаю, что нужно всегда помнить о том, что деньги и в правду могут вернуть, если к делам не будет прилагаться и качество (изменение) сердца/души.

Еще Давид писал: "Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже". [Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ] (Псалом 50:19)

«Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» [Суд бо без милости не сотворшему милости: и хвалится милость на суде]. (Иаков. 2:13)

Господь ставит на первое место то, что на сердце у человека:

«Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце»[ И рече Господь Самуилу: не зри на лице его, ниже на возраст величества его, яко уничижих его: понеже не тако зрит человек, яко зрит Бог: яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце] (1 Царств 16:7)

Состояние сердца/души важнее дел, однако и дела нужны. Думается, просто дела и намерения имеют в духовном мире разную ценность. Серафим Саровский, в разговоре о духовной жизни использовал образ торговли и выгоды:

"Стяжевайте благодать Духа Святаго и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных, и не по четыре или по шести на сто, но по сто на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленное число раз больше Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божьего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте." http://www.golden-ship.ru/load/novonachalnomu_pervye_shagi_v_pravoslavii/beseda_pr/32-1-0-952

Так и мы, мне кажется, можем использовать этот образ. И можем предположить, что дела добра, даже сделанные с холодным сердцем или неправильными намерениями тоже имеют цену. Только цена их небольшая, в сравнении с делами, сделанными от чистого сердца. И тут на память приходит эпизод из жизни некоего мытаря Петра, чей добрый поступок сделанный поневоле был оценен в духовном мире.

 В Византии жил Петр мытарь, бывший скупым. Однажды один нищий поспорил с другими нищими, что получит из рук Петра хлеб. Он пристал к Петру с мольбами и так досадил ему, что Петр кинул в него хлебом. Нищий возблагодарил Бога. Позже Петр заболел и в видении оказался на суде, где бесы представляли его многие грехи, а Ангелам нечего было противопоставить им. И тогда один Ангел сказал:

«Действительно, нам нечего положить, разве только один хлеб, который он подал ради Христа два дня тому назад и то лишь поневоле.

Они положили тот хлеб на другую сторону весов, и он перетянул весы на свою сторону. Тогда светлые мужи сказали мытарю:

— Ступай, убогий Петр, и прибавь еще к сему хлебу, чтобы не взяли тебя бесы и не повели бы на вечную муку» С тех пор Петр стал нищелюбивым, раздал все свое имение, и даже сам велел продать себя в рабство. Мы можем прочесть это в Житии святого Петра, прежде бывшего мытарем [http://www.pravoslavie.ru/86465.html]

Конечно, этот один поступок, сделанный поневоле не спас бы Петра мытаря. Этот эпизод и болезнь  милостивый Бог использовал для того, чтобы показать Петру как нужно жить, чтобы наследовать жизнь вечную.   Однако, главное не обмануться и не ставить дела на первое место, не возлагать свои надежды только на дела, которые, конечно важны, но только как дополнение к чему-то более важному и более ценному. Иначе, мы рискуем превратиться в фарисеев, превозносившихся своей внешней праведностью над остальными людьми, что как было показано Христом - противно Ему. (Луки. 18:9-14)

Как мы убедились духовные законы могут нам казаться странными, парадоксальными, и может быть даже кому-то покажутся несправедливыми. В самом деле, может оказаться что жертвы, милостыни, хождения в храм, свечки и записки – не самое главное. И может оказаться что некоторые из формальных христиан услышат: отойдите от Меня – не знаю вас! Но, если мы взглянем на это с другой стороны, то увидим нечто утешительное.

Во-первых, иногда засчитываются даже намерения что-то сделать, если действие оказывается по каким-то причинам невозможно сделать. Так в книге Иезекииля Господь призывает карателей на Израиль, но прежде дает повеление ангелу пройди по городу и поставить метку на чело тем, кто скорбит о мерзостях , чтобы меч не коснулся их.(Иез.9:4). То есть, сокрушение о мерзостях (состояние души/сердца), творящихся вокруг  спасает человека от Божиего гнева.

Во-вторых. Если не дела спасают, так может оказаться верным и обратный тезис. Не за дела нас будут судить прежде всего, а за то, что на сердце, или иначе говоря: нет злых дел, которые Бог не может простить после истинного покаяния (вспомним разбойника на кресте). Дела не равны по весу изменениям духовного характера. Вот почему раскаяние уничтожает в глазах Бога наши греховные дела. Я знаю, что многим это сложно принять и понять, но Бог простил бы и дьявола, если бы тот покаялся.

В Творении Амфилохия Иконийского [http://predanie.ru/amfilohiy-ikoniyskiy-svyatitel/book/69379-tvoreniya/] мы читаем как бес явился Антонию великому в виде человека и со слезами просил у него помолиться Богу о прощении дьявола.

«И в тот самый вечер, простерши святые руки свои, молился Человеколюбивому Богу и говорил: «Владыко, Господи, Благий и Милостивый, хотящий всем человеком спастися и в разум истины приити! послушай меня в час сей и открой недостойному рабу Твоему: приимешь ли человека, превзошедшего грехами и демонов». После сих слов старца вдруг, как блеск молнии, предстал пред ним Ангел Господень и сказал: «Вот что говорит Господь: Для чего ты за демона просил Мое могущество? Ибо он приходил с лестью искусить тебя».

Старец спросил: «Почему же Господь Бог не объявил мне истины?» Ангел отвечал: «Не смущайся. Домостроительство спасения требовало того для пользы грешников, дабы открыто было неизреченное человеколюбие Божие и то, что Бог никого из приближающихся к Нему не отвергает от Себя, хотя бы пришел диавол или сам сатана, или кто другой из числа сих погибельных. А вместе — дабы некоторым образом открылось и непреклонное отчаяние демонов. Итак, когда опять придет к тебе искуситель, ты не тотчас обличи его, но сначала скажи ему: знай, что Человеколюбивый Бог никого из приходящих к Нему никогда и ни за что не отвращается, и возвестил, что ты можешь быть принят, если исполнишь то, что я прикажу тебе. Когда же он, услышав сие, спросит, в чем состоит приказание, отвечай ему: так заповедал тебе Бог: знаю тебя, кто ты, и откуда пришел искусить Меня. Ты — древнее зло, ты — гордыня неприступная; как же можешь принести достойное покаяние? Впрочем, чтобы ты не имел никакого предлога к извинению в день суда, слушай, как должен ты начать покаяние. Господь говорит: пробудь три года на одном месте, не сходя с него; днем и ночью, обратившись к востоку, говори: Господи! помилуй меня — древнее зло. И еще по сто раз говори громко так: помилуй меня, омраченную прелесть. Скажи ему: когда выполнишь сие с должным смирением, тогда сопричислен будешь Ангелам Божиим. Если согласишься это сделать, прими его в покаяние. Но знай, что древнее зло не делается новым добром. И что напоследок случится, запиши, дабы желающие раскаяться не отчаивались. Пусть из сего опыта твердо уверятся люди, что никогда не должно скоро отчаиваться в спасении своем».

Сказав сие, Ангел Божий вознесся на небо. На другой день рано поутру приходит диавол и начинает издалека показывать вид плачущего человека и просить милости старца. Но старец сразу не обличил его замысла, а только в сердце своем говорил: в худой час ты пришел, хищник диавол, ядовитый скорпион, древнее зло, тиран, чудовище! Потом говорит ему: «Знай, что я просил Бога, как обещался. Бог приемлет тебя в покаяние, если только выполнишь то, что Он приказал тебе, как Сильный и Вседержавный». Демон спрашивает: «Что же Он приказал мне?» Старец отвечал: «Приказал, чтобы ты простоял на одном месте три года, днем и ночью громогласно произнося по сто раз таковые слова: Боже! умилостивись над моим окаянством. И опять подобным же образом по сто раз: Боже! помилуй меня — древнее зло. И еще в третий раз: Боже! спаси меня, омраченного и проклятого. Если сие сделаешь, Бог примет твое покаяние и причислит тебя, как и прежде, к Ангелам Своим».

Демон Зерефер много смеялся на сии слова старца и сказал ему: «Если бы я хотел назвать себя окаянством и древним злом, и омраченным прелестью, и темным, и проклятым, то я позаботился бы это сделать еще с самого начала и спасся бы немедленно. Но теперь я назову себя древним злом? Нет — невозможно. Ибо теперь я покрыт славою. Все служат мне, боятся и трепещут меня. И теперь–то я назову себя окаянством и прелестью, и древним злом? Нет, старик, нет. Чтобы я, господствующий над всеми грешниками, сделался непотребным рабом, смиренно раскаивающимся? Нет, старик, нет». Сказав сие, нечистый демон с воплем исчез. Старец, видев то, встал на молитву, говоря: «Поистине, справедливо сказал Ангел, что древнее зло не делается новым добром».

 

Даже бесовские дела и дела самого дьявола – вождя всех злодеев – могут быть прощены Богом после покаяния. Это удивительно и очень обнадеживающе!

Успеть бы только покаяться.

Александр Смирнов ред. Golden-Ship.ru

13/11/2017

  

Категория: Редакционные статьи | Добавил: Мефодий_ (13.11.2017)
Просмотров: 1260


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 | Хостинг от uCoz