Книги сайта

О жизни Моисея Законодателя / Григорий Нисский

Мастер и Маргарита: За Христа или против? / Кураев А.В.

Опровержение Евномия, ч.1 (кн. 1- 5) / Григорий Нисский

Рукописи из кельи (2) /Феофан Затворник

Жития святых / Том 9 - сентябрь / Димитрий Ростовский

Жития святых / Том 5 - май / Димитрий Ростовский

Первое послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном

Послание св. Ап. Павла Ефесянам истолкованное святителем Феофаном

Может ли молиться и верить современный человек / Антоний Сурожский

Толковая Псалтирь (1-25) / Евфимий Зигабен

Искать:на сайте/в других библиотеках

Форма входа

Вы вошли как Интересующийся
Группа "Гости" Мир Вам!, читатель - Интересующийся!
| Регистрация | Вход

Милосердие.ру

Общество друзей милосердия

ТОП 20

Top 100

Полезные ссылки

Рекомендуем

Православная социальная сеть «Елицы»

Наш опрос

Удобно ли вам пользоваться верхним меню?
Всего ответов: 165
+++

Всеправославная социальная сеть
ekklezia.ru


Православный разговор

Наш баннер

Помогите библиотеке. Разместите наш баннер или текстовую ссылку у себя на сайте


Православная библиотека "Золотой Корабль"



Код баннера

Или просто посоветуйте сайт одному знакомому:

Помочь интернет-деньгами

***

Каталог статей

Главная » Статьи » Редакционные статьи
Разделы:
Цари государства Российского [40]
Статьи посвященные русским царям
Редакционные статьи [61]
Пророчества [28]
Здесь будут добавляться пророчества о России после тщательной проверки источников
Общество [4]

О Боге, смысле и времени

 Моя бабушка как-то сказала, что смысл жизни в самой жизни. Это утверждение не лишено рационального зерна. Однако, не все могут удовлетвориться такими простыми ответами. Человек так устроен, что ищет ответы на сложные вопросы. Рано или поздно любой сталкивается с проблемой смерти, которая многое перечеркивает.  Смерть  делает бессмысленным всё, что связано с материальной стороной нашей жизни. Для чего копить то, что достанется чужим людям?
  Человек жаждет бессмертия, или хотя бы желает увидеть какую-то возможность бессмертия. Например, дети – продолжение меня, или мои труды, которые будут помнить люди после меня. И благодаря этому имя мое не умрет (по крайней мере, не сразу будет забыто). Ведь мы же помним  великих художников, поэтов, ученых, политиков. Но в конечном счете, забудут и имя.
Проблема смерти кажется не разрешимой. И современный мир стремится оградить человека от этой проблемы. Нас увлекает суета и глушат развлечения. Все это помогает на какое-то время уйти от этого вопроса. Конечно, время от времени проблема смерти встает перед мысленным взором человека разумного, но суета и развлечения помогают снова прятаться. Можно так прятаться до самой смерти. Можно научиться не думать об этом. Это похоже на путешествие в вагоне поезда, идущего к пропасти. Поезд полон людей, все чем-то заняты: едят, пьют, веселятся. Иногда возникают конфликты за лучшую полку, за место подальше от туалета. Порой пассажиры объединяются, чтобы вместе веселиться или совместно кого-то бить. Все знают пункт конечного назначения, но не знают, когда их вагон сорвется в пропасть. И поэтому предпочитают не думать и не говорить об этом.  
Верующим легче. Они знают, что смерть тела – это еще не конец личностного существования.  Не будем останавливаться на том, как эту веру воспринимают светские люди. Ведь порой светские становятся верующими. Эта дверь открыта для каждого.  И счастлив тот, кто смог войти в неё. Он избавляется от страха смерти.

«Познайте истину и Истина сделает вас свободными» Иисус Христос.  (Иоанн. 8:32)

Для входящего в эти двери, и даже для того, кто не может почему-то войти, очевидно, что это помогает избавиться от страха перед неизбежным финалом.  

Смыслы

 Сегодня по пути на работу пришла мысль, которую захотелось записать. Возможно, все слишком усложнено – не спорю. А мысль такая: человек может соучаствовать в божественном домостроительстве, стать как бы соработником Господа Бога. Правда, мы не видим всю полноту замысла и, даже, скорее всего, не увидим непосредственного результата от своих действий, поскольку находимся внутри мира, и не видим, того, что видит  и знает Творец. 
Это утверждение я попытаюсь обосновать, используя несколько не очевидных констант. Первое, это то, что Бог знает всю историю человечества от начала и до конца. Находясь вне нашего мира (говоря научно – в пятом измерении[1]), и являясь Творцом пространства и времени, Он может видеть время полностью. Отсюда предсказания, попавшие в Библию, которые сбудутся, не будучи предопределены. Творец видит окончание «кинофильма» человеческой истории, хотя этот «кинофильм» пишется в настоящем времени миллиардами людей со свободной волей. Все наши аналогии не могут, наверняка, отразить истинного положения вещей, потому что мы не можем оказаться над или вне времени. Однако, понять что Бог не предопределил наших судеб, но знает всё, что произойдет в будущем – мне кажется, не очень сложно. Причем, делаю предположение, Он не вычисляет вероятности, а именно видит будущее в деталях –   как кинофильм. Не предполагает, а знает наверняка и во всех подробностях.  
Вторым утверждением является то, что Бог постоянно поддерживает человечество. Люди свободной воли, поврежденные грехом, постоянно стремятся уничтожить себя. Представим такую ситуацию:  Творец,  еще до создания мира «просмотрел» вариант истории человечества без вмешательства свыше. Думаю, этот «фильм» был самым коротким. Стало понятно, что людям надо помогать. Во-первых нужно объяснить: что есть хорошо, что есть плохо, как следует поступать, а как поступать лучше не надо. Бог решил помогать, причем, даже в житейских делах. Вспомним молитву, которую нам дал Христос: «Молитесь же так: …. хлеб наш насущный дай нам на этот день, ….не введи в искушение,… избавь от лукавого» (Мф. 6: 9-13).  Или, другими словами: «Господи, участвуй в моей жизни. Питай меня, защищай, оберегай». Бог сказал молиться так. Значит, Он обещает участвовать в нашей жизни, даже на бытовом уровне: кормить, защищать, оберегать конкретного человека, обратившегося к Нему с этой просьбой.
 Вмешательство свыше осуществляется на разных уровнях: от глобальных (даны заповеди, законы и моральные правила), до бытовых (Господь оберегает и кормит). Его труд можно уподобить заботам Садовника, возделывающего Свой сад. Он удобряет и окучивает одни растения, и вырывает другие. Делает грядки, и пускает по ним воду. Закрывает от зноя растения и открывает в другое время, чтобы охладить и проветрить и т.п. В Евангелие от Матфея использованы близкие по смыслу образы: пшеница и плевел (сорняк) (Матф.13:24-30), но немного в другом смысле. А именно, чтобы объяснить, почему Бог не искореняет сразу зло, а дает ему существовать между людьми до последних времён. Для нас же существенно, что использованы термины полезного растения (пшеницы) и сорняка (плевела) и разное отношение к ним. 
 Делается ли эта работа ежесекундно или была проделана до сотворения мира – мы не знаем, поскольку этот вопрос связан со временем, за пределы которого нам трудно выйди даже мысленно. У нас нет понятийного аппарата, чтобы описывать процессы без привязки ко времени, потому мы можем пользоваться только какими-то грубыми аналогиями. Можно предположить, что Творец, как Программист наблюдает онлайн за жизнью мира и постоянно воздействует на наш мир таким образом, чтобы мир просуществовал как можно дольше. Возможна и другая аналогия: Создатель от начала мира просмотрел бесконечное количество вариантов развития мира с учетом Своих воздействий на разные точки истории, и выбрал наиболее подходящий. В любом случае имеется человеческая история, творимая свободной волей всего человечества, и есть вмешательство Бога для поддержания мира и исправления наших ошибок. Так как Бог делает всё хорошо, то нужно полагать, что, этот вариант истории человечества, в котором мы существуем, - наилучший из возможных. И если он кажется кому-то ужасным, то это не вина Бога, а вина людей. Это дает понять, насколько повреждено грехом человечество, если то, что мы видим – это лучшее, из возможного.  

Люди
Господь возится с нами как с малыми детьми. Кроме того, к каждому человеку приставлен ангел-хранитель. Нам помогают святые. Представьте, что всего этого бы не было. Понятно, что мир быстро бы очистился от людей.  Мы постоянно творим зло, и совершаем ошибки, а Бог исправляет. Иногда люди делают нечто хорошее и полезное для мира и человечества, но и то, скорее всего, только потому, что Бог в определенные моменты истории давал людям знания и пророков, научивших поступать правильно. 
Можно, конечно, сказать, что заповеди очевидны. И, что если бы Бог ничего такого не сказал людям, то мы сами бы додумались. Позволю не согласиться. Достаточно посмотреть на то что происходит сегодня с детьми на Западе. Сегодня ребенок может прийти и спросить у родителей: «в кого я вырасту в девочку или в мальчика».[2] Человеку можно привить любые нормы, любую мораль. Зло можно назвать добром, а добро – злом. Не будь моральных ориентиров, данных свыше, люди бы могли считать добром что угодно. Человеческий разум может найти оправдание любому пороку. Кто-то, возможно, возразит, мол, моральный закон, заложен в нас, вспомнив знаменитую фразу Иммануила Канта. Но не будем забывать, что тысячу лет Европа была христианской. И Кант был воспитан в христианской среде. То, что христианину кажется нормальным проявлением сострадания или любви, для хилифатиста, например, проявление слабости. Для него – отрезать голову кафиру – это не грех, а благо. Мусульманство, появившееся на 600 лет позже христианства, возникло на авраамическом фундаменте, и включило в себя некоторые ветхозаветные догматы. 
Намного дальше, чем мусульманство от христианства отстоят разные восточные верования. И поэтому в Азии, например, возможно такое блюдо, как мозг еще живой обезьяны. Да и не будем забывать, что древние люди вообще поедали своих врагов, и это считалось нормальным. Так что, норма и мораль – понятия весьма условные и формируемые.
Мы постоянно уничтожаем себе подобных.  Двадцатый век показал, что даже после тысячелетия христианского воспитания, в «просвещенной Европе», «цивилизованные европейцы» могут сжигать живьем себе подобных в печах,  травить газами, уничтожая беззащитных стариков, мужчин, женщин и детей в промышленных масштабах. После этого, понятно, что без Божественного участия, мы бы истребили человечество за десятилетие, если не быстрее. Причем, еще в первые века.  

Свои
Итак, выдвигаем предположение, что Бог знает все варианты развития будущего, и постоянно участвует в жизни мира, создавая лучший из возможных вариантов истории. При этом осуществляет постоянное вмешательство, исправляет наши ошибки, защищает человечество от самоистребления, участвует в жизни, как целых народов, так и отдельных людей. Одних защищает, а других – убирает с чьего-то пути. И это надо понимать. Опять же, потому что нам дана  свобода воли. Мы можем стать нужными или мешающими реализации глобального божественного замысла. Если говорить в терминах садоводческих – есть культурные растения, а есть сорняки. Первое окучивают и поливают, второе – вырывают и выбрасывают. Но кем ты станешь – решаешь только ты сам, не Бог!
 Как определить – к какой категории относишься ты? Довольно просто. 
 
 «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим» (Иоанн. 14:21)

Бог создал этот мир и имеет определенный замысел о нем и о нас. Он дал нам заповеди (правила), но дал и свободу воли. Хочешь – соблюдай, не хочешь  - не соблюдай. Только тот, кто не соблюдает – тот не любит Христа, и к тому – другое отношение. Тот же, кто осознал, что мир не является бессмысленным, и что у всей истории есть определенная цель, даже если мы ее не понимаем, тот может стать своим  Богу, и может просить у Него помощи в житейских делах («Хлеб  насущный дай мне сегодня», «не введи в искушение», «избавь от лукавого», или иначе: накорми, защити, убереги.)  Я же, в свою очередь, показываю, что я знаю Тебя, я исполняю заповеди Твои: «прости мне прегрешения мои, как я прощаю должникам моим», или иначе: я знаю, что Ты велел прощать врагов и любить ближних. Я исполняю Твои заповеди, и надеюсь, что моя просьба будет исполнена Тобой.

Соработничество
Однако, изначально я хотел сказать не об этом. Все это, в некотором роде, предыстория. Вернемся к глобальным смыслам. «Накорми», «защити» – оказывается хоть и важным, но не главным. Это, в каком-то смысле, всё то же материальное, уничтожаемое смертью.   

 «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1Кор 6:13)

Материальное не может удовлетворять стремлений вечной, бессмертной души. Мир движется к своему финалу, и спасение его – дело, в общем-то, до определенной степени бессмысленное, для того, кто понимает, что ждет наш мир в конце концов. Другое дело – стать соработником Господа Бога, помочь Ему в Его замысле. Расставим правильно приоритеты.
 Но как, и может ли творение помогать своему Творцу? Мне думается, что может. Представьте мир людей, как систему, стремящуюся к хаосу. Творец не отнимает свободы воли у нас, поэтому не устраняет  этот хаос. Остается только постоянно преобразовывать его. Удерживать расползающееся. Творец, как мы предполагаем, не просто поддерживает мир, но ведет сложнейшую шахматную партию, точечными воздействиями, исправляя мир для достижения наилучшего из возможных результатов. Сложность этой партии мы не можем себе даже вообразить. 
Одним из важнейших элементов этой партии является Церковь, которая должна хранить истину, и содействовать изменению людей к лучшему. Но не только Церковь. Всё окружающее – это сложно связанные элементы данной игры. Даже демоны и сатана, оставленные и не истребляемые до конца времени. Он и их использует, ограничивая их свободу действовать среди людей. Так известно, что бесы не имеют власти вредить людям непосредственно (являться видимо, запугивать, вселяться в людей, бить, убивать), все это может быть «попущено» Богом в отдельных случаях. Господь использует для Своих целей разные структуры, народы, страны, наделяя ресурсами одни народы, другим давая технологии и.т.д. Еще раз повторюсь, мы не способны даже вообразить всю сложность этой партии. Мы не видим полноту и красоту замысла.
Должны ли мы помогать? В Писании есть такие слова: « Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5:9). Обратите внимание. Здесь нет указания на необходимость быть миротворцем. Но указанна такая возможность и награда за это. Иначе говоря: «Я не требую от тебя этого, но если ты будешь помогать Мне спасать мир от хаоса  – то Я назову тебя Своим сыном (дочерью)». Тут напрашивается вопрос. Мы иногда можем слышать, что все мы дети Божии, и  всех нас Бог любит. Разве не так? Так. Только одни являются   сынами (дочерьми), расточающими наследство Отца, живя распутно, или «блудно» – в церковно-славянском переводе.  Поэтому данная притча получила название «о блудном сыне» (Лук. 15: 11-32). Проживший жизнь таким образом, в момент суда будет назван, не сыном, а «проклятым». И ему будет указано соответствующее место.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).

 Обратите внимание, что огонь не уготован людям. Он уготован дьяводу и бесам (ангелам его). Печально, что люди за жизнь свою способны становиться бесами, и наследовать не царство, а огонь вечный. Но это личный выбор - всё по-честному. 

Из притчи о распутном (блудном) сыне и из других слов Писания мы знаем, что Бог ждет обращения грешника, Он хочет, чтобы сын вернулся к Отцу, чтобы он не оставался в проклятии своем. Он хочет назвать тебя в момент суда сыном (дочерью). 
Итак, чтобы помогать Отцу, надо сначала к Нему вернуться.

Аналогично все заповеди блаженств – это не призыв, не требование, как в десяти заповедях – «не убий», «не кради», «не прелюбодействуй», «почитай отца и мать», - а указание возможности, и описание действий и последствий. И среди них стоит и указание  награды для миротворцев, которые будут названы сынами Божиими. Таким образом, нам как бы сказано, что Творец приглашает желающих к сорабтничеству. Ну, или вернее сказать, наши немощные попытки соучастия Он обещает оценить очень высоко.

 Время
Хочу выразить словами мысль, которая промелькнула как догадка, как ощущение. Всё еще подбираюсь и не нахожу подходящих слов и аналогий. Существование времени все усложняет. Ведь приходится подбирать термины и аналогии из нашего временнОго мира. Мы не знаем, как мы поступим в будущем, а Бог еще до создания мира знал о нашем предстоящем поступке и последствиях его. И исходя из него выстроил все дальнейшие Свои действия. Он включил наши еще не сделанные поступки в Свою партию. Мы можем сделать (говорю в будущем времени) нечто хорошее или плохое. Но Бог от сотворения мира уже узнал (говорю в прошедшем времени) об этом поступке, и либо должен был тратить на ликвидацию хаоса, привнесенного в мировую картину нашими делами, силы и энергию (либо как-то иначе локализовать возникшие угрозы для общей партии), либо включить наши действия в Свой замысел.   

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:  ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;  был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?    когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?   И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:  ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;   был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?   Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.   И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».  (Мф. 25: 34-46)

Многие не православные толкователи спотыкаются на таких временнЫх моментах. Как можно совместить свободу воли человека и то, что каждому нечто «уготовано» «от создания мира»? Как это можно понять?  Верю, что многое мы поймем позже – по исходе из тела. Но ответ-то хочется найти сейчас.
 Разбирая приведенную цитату из 25 главы Евангелия от Матфея, мы видим, что говорится о действиях, которые совершаются, либо не совершаются нами сегодня: накормил или не накормил голодного, напоил или не напоил жаждущего, принял или не принял странника, одел или не одел нагого, навестил или не навестил заключенного, - но эти действия, которые мы, может быть, только совершим/не совершим в будущем – уже оценены. Более того, оценка их – наших еще не совершенных поступков - произведена «от создания мира».
Слово «уготовано» может наводить на мысль о предопределенности. Но предопределенность уничтожает смысл наказания и награды. За что наказывать или награждать робота, который выполнил свою программу? Но всё не так. Бог ничего не предопределял. И слово «уготовано» обманывает нас тем, что оно имеет прошедшее время. Но это не так. Творец решил наградить или наказать не «до», а «после» того как увидел наши поступки. Может быть, нам понятнее было бы, если бы говорилось не «уготовано», но «известно». Впрочем, на слове «известно», так же можно спотыкаться, как и на слове «уготовано». Мы не должны обманываться прошедшим временем в отношении всего того, что Бог сделал до сотворения мира. Поскольку Он Творец времени, и для Него времени не существует. Но нам это очень сложно понять.

 В этом мире мы ограждены неведением. Мы не знаем будущего, но способны его творить. И только от нас зависит – каково оно будет. И кем мы в итоге окажемся – друзьями или врагами Богу, сыновьями/дочерьми или проклятыми. Это наша реальность. Реальность Бога другая – Он уже знает как мы поступим, и какова будет история мира. Он знает все наши ошибки, и знает, какие нужно приложить усилия для их исправления, чтобы в итоге возник наилучший из возможных вариантов истории. И то, что нам сейчас кажется непонятным, однажды станет понятным как дважды два. Лично мне кажется, что знание о Боге, и даже такое корявое понимание существования Божиего промысла и возможность сознательного  участия в нем   – это здорово. Не исключаю, что кто-то может думать иначе. Свобода воли, свобода выбора. Но зачем выбирать хаос и смерть, если можно выбрать порядок и жизнь. 

PS Может возникнуть вопрос: что я должен делать? Для начала – узнай о Боге. Почитай, послушай умных людей, благо в интернете сейчас много проповедей [3]. Это будет уже шаг из хаоса к жизни. Хотя одних знаний недостаточно – нужны дела. Дела любви.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.   Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.   И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,   не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,  не радуется неправде, а сорадуется истине;  все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.   Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.  Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;   когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.  Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по- младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.  А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Апостол Павел (первое послание к Коринфянам 13:1-13)

А.Смирнов ред. Golden-Ship.ru 11.03.2017

1. http://www.golden-ship.ru/publ/pjatoe_izmerenie/1-1-0-81

2. https://cont.ws/@arhimedros/540509

3. Рекомендую послушать прот. Андрея Ткачева, прот. Владимира Головина.

Категория: Редакционные статьи | Добавил: Мефодий_ (11.03.2017)
Просмотров: 80 | Тэги: Бог, светский, Зачем, Творение, церковь, Замысел, Жить, живу, Смысл жизни, Христос


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017 | Хостинг от uCoz