Книги сайта

О книге Бытия, буквально / Августин блаженный

Жития святых / Том 4 - апрель / Димитрий Ростовский

О страстях и покаянии. Аскетика для мирян / Нейфах Г

Нравоучительные сочинения (окончание) / Максим Грек

Правильное состояние духа (смирение, внимание, молитва) /Игнатий (Брянчанинов)/

О духе времени /Иустин Попович

Церковь в мире людей / Кураев А.В.

О поклонении и служении в Духе и истине ч.3 / Кирилл Александрийский

Собрание рукописей / Макарий Великий (Египетский)

Церковная история / Евсевий

Искать:на сайте/в других библиотеках

Форма входа

Вы вошли как Интересующийся
Группа "Гости" Мир Вам!, читатель - Интересующийся!
| Регистрация | Вход

Третья мировая война.
Дата, сроки, хронология на основании православных пророчеств

Милосердие.ру

Общество друзей милосердия

ТОП 20

Top 100

Рекомендуем

Православная социальная сеть «Елицы»

Наш опрос

Удобно ли вам пользоваться верхним меню?
Всего ответов: 168
+++


Православный разговор

Наш баннер

Помогите библиотеке. Разместите наш баннер или текстовую ссылку у себя на сайте


Православная библиотека "Золотой Корабль"



Код баннера

Или просто посоветуйте сайт одному знакомому:

Помочь интернет-деньгами

***

Каталог статей

Главная » Статьи » Редакционные статьи
Разделы:
Цари государства Российского [40]
Статьи посвященные русским царям
Редакционные статьи [73]
Пророчества [29]
Здесь будут добавляться пророчества о России после тщательной проверки источников
Общество [5]

Размышление о противлении злу и словах Христа о щеке

Хочу записать свои размышления на очень важную для православного христианина тему, о сопротивлении злу. Эта тема больше всего вызывает споров в разговорах между христианами и неверующими, она же является точкой на которую пытаются давить разные пересмешники и хулители, желающие как-то поддеть верующего. Да и сами верующие не всегда понимают как относиться к словам Христа о необходимости прощать врагов и подставлять другую щеку, ударившему тебя.
«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5: 39)
Опасно дословное толкование Библии и тем более слов Христа, который часто говорил притчами. И именно с народом. Как Он сказал сам ученикам

«Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?   Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8: 9,10). То есть, обращаясь к народу, Христос использует притчи. И слова о правой щеке были сказаны в нагорной проповеди перед большим количеством народа, поэтому к ним нужно относиться без излишней дословности, а нужно пытаться искать смысл.

Дословное толкование приводит к созданию ошибочных учений, вроде толстовского «непротивления злу насилием», а через это, осуждение церкви за благословение воинов и защитников отечества. По мнению таких людей (дословно понимающих слова Христа о щеке), злу нельзя сопротивляться насилием, а нужно смиряться всегда и во всем.

Но это, конечно, не так. И сам Христос дает пример отношения ко злу, когда изгоняет торгующих из Храма. Не просто уговорами, а сделав бич. То есть, со своеобразным оружием в руке, переворачивая столы и рассыпая деньги менял.

«После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.   Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим   и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.  И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». (Ин. 2: 12-15)

А ведь это не вписывается в теорию «непротивленцев», и Христос поступает очень не терпимо и даже агрессивно по отношению ко злу, и сопротивляется ему, применяя в том числе и физическое насилие.
И надо понимать, что Христос не просто делал какие-то действия, повинуясь душевному импульсу, но, что он пришел на землю с Миссией, и в том числе с целью научения, - обучая нас не только словами, но и делами Своими. И то, что Он делал не менее важно, чем то, что Он говорил.

И если так, то что же нужно знать христианам, и как нам нужно понимать эти слова и поступки Христа? У меня складывается мнение, что нашей целью является именно противодействие злу. И сейчас я попытаюсь это обосновать физическими примерами.
Зло – это не божественное творение, а творение свободной воли созданных Богом существ (ангелов, ставших демонами и людей, свободных в своих действиях). Зло порождают люди и демоны, и задача человека и ангелов проявить себя в борьбе со злом. Хотя сначала нужно научиться различать добро и зло, и весь современный мир нацелен на то, чтобы отнять у человека такую способность. То что всегда понималось как зло и грех, пытаются представить частью человеческой природы и нормой, всячески агитируют за греховные нормы и одновременно ведут борьбу с христианством, сохраняющим это знание.
Итак, сначала нужно научиться различать добро и зло, ну а потом нужно всячески противодействовать злу и его распространению.
Есть несколько видов распространения зла. Назовем первый вид – бытовым. И его можно уподобить волнам, распространяющимся по воде от брошенного камня. Человек злой, раздраженный, со скверным характером попадая в общество других людей, становится тем камнем, вызывающим волны. Он обидел одного, наступил на ногу второму, третьему нагрубил и т.д. Те, в свою очередь, тоже выходят из равновесия и начинают ретранслировать зло вокруг себя, вымещая злобу на более слабых, на своих домашних, так же начиная грубить окружающим. И зло распространяется от первоначального источника всё дальше. Волны зла расходятся, возбуждая новых людей на ретрансляцию зла уже вокруг себя. Вот в этом случае христианин, должен хотя бы не ретранслировать зло дальше. Тебя обидели, а ты не обиделся и не передал зло окружающим. А если христиан тысячи, миллионы – эта среда становится низкопроводящей для зла. То есть, в идеале, она вообще не должна проводить зло, но мы все равно раздражаемся, обижаемся и передаем зло. Но хочется верить, что в значительно меньшей степени. В идеале, среда христианского общества вообще не должна проводить зло. Зло, натыкаясь на это препятствие, должно гаситься в нем. А если пойти дальше, и научиться любить врагов своих, то эта среда будет не только не давать распространяться злу, но и усмирять зло вокруг себя.
Это касается как отдельного человека, так и общества в целом. Именно это должно быть имел в виду Серафим Саровский говоря: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Ты не только стань не проводящим зло, но и стань непрерывным ретранслятором добра. И чем сильнее будет в тебе любовь, божия благодать, святость – тем больше будет твое влияние на окружающий мир.
И если мы взглянем на слова Христа о щеке под этим углом, то мы поймем, что они значат и как это работает.

И прочитаем теперь часть Нагорной проповеди

 «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;  и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;   и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.   Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.  Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.   А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,  да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.   Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?  И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный
». (Мф. 5: 38-48)

Понятно, что речь идет о то чтобы стать буфером, о который будет разбиваться злое. И не только стать буфером, но и стать ретранслятором добра. То есть, уничтожать зло на бытовом уровне.

Это мы рассмотрели путь распространения зла, названный нами условно бытовым. Но зло не всегда выглядит как грубость, хамство, суд из-за имущества, или проклятия. Иногда зло принимает смертельно опасные формы. Это может быть рука убийцы, занесенная над слабым и беззащитным, или нашествие захватчиков на твой город или Отечество. И христианин тоже должен бороться с этим злом. Потому что это зло, и я не представляю кто сможет сидеть сложа руки и смотреть как убивают невинных, или тем более твою семью. И как он потом будет оправдывать свое бездействие перед Богом.
И если противодействовать злу надо, то какими средствами? Понятно, что просто безответностью и кротостью вооруженной банде не ответишь. Вернее, ответить можно, но противодействия не получится – зло будет распространяться и дальше, перешагнув через твой труп и трупы твоих близких. То есть, нужно адекватное ситуации действие. То есть, вооруженная борьба.
И Христос тоже говорит о том, что это хорошо такими словами:  «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин 15: 13) Или вы думаете, что как-то иначе можно защитить своих друзей от вооруженных бандитов или агрессоров? Возможны ли уговоры и непротивление злу насилием в этом случае? Понятно, что только противление злу насилием и адекватным ситуации оружием. Против торгующих в Храме Христос применил бич и грубую физическую силу, а вот против вооруженных убийц нужно применять оружие.
И Церковь всегда благословляла воинов, идущих на смерть за свою землю, за свои семьи, за Отечество. И мы знаем что Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на Куликовскую битву и даже отдал двух монахов, сыгравших не последнюю роль в победе над врагом (монахи Пересвет и Ослябя. Перед началом Куликовской битвы Пересвет сразился на поединке с татарским богатырем Челибеем (по другой версии — Темир-мурзой)). И мы помним слова Филарета Московского: «своих врагов прощай, врагов отечества уничтожай, врагов веры гнушайся», - которые как нельзя лучше подводят черту под нашими размышлениями.
Хотя, конечно, виды зла не ограничиваются перечисленными здесь. И нужно думать, а не пытаться найти в Библии универсальную формулу на все случаи жизни.

Главное, нужно понимать, что одной из задач христианина является противодействие злу, и нужно находить эффективные методы борьбы со злом. Бытовое зло можно погасить кротостью и ответной любовью, неуважение к Богу, по примеру Христа можно погасить бичем в руке, а вот вооруженного убийцу часто иначе как аналогичным оружием остановить бывает невозможно. Поэтому берем оружие и останавливаем. А потом перебинтуем, потом пожалеем, но сначала – остановим.

Ред. Golden-Ship.ru Александр Смирнов
7.04.14

 

Категория: Редакционные статьи | Добавил: Мефодий_ (07.04.2014)
Просмотров: 2030 | Тэги: люби врагов своих, непротивление злу, подставить щеку


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017 | Хостинг от uCoz